Сенсибилизация, происходящая в течение первого периода болезни в результате воздействия различных аллергенов (стрептококк, продукты; его распада), при условии реинфекции создает благоприятную почву для «развития поздних осложнений. Аллергическая настроенность организма во втором периоде скарлатины может быть выявлена при помощи реакции, описанной В. М. Аристовским, А. Ф. Агафоновым и Фанкони. Сущность этой реакции заключается в следующем.
При внутрикожном введении убитых стрептококков или их термостабильного токсина возникает покраснение кожи. В начальном периоде эта реакция отрицательна, она появляется лишь при дальнейшем развитии болезни и максимально выражена во втором периоде.
Согласно данным А. А. Колтыпина, схематически можно выделить три основных компонента патогенеза скарлатины: токсический, инфекционный (септический) и аллергический. Все они находятся в тесной связи друг с другом. Разделение их, конечно, в значительной степени искусственно. Выраженность их неодинакова в различных случаях. У одних больных преобладают токсические, у других — септические явления, в одних случаях скарлатина протекает с аллергическими волнами, в других они отсутствуют.
Большой вклад в учение о скарлатине был сделан советскими педиатрами В. И. Молчановым, Д. Д. Лебедевым, А. А. Колтыпиным, впервые изучившими изменения функций вегетативной нервной системы при этом заболевании. Особенно много в этом направлении сделано А. А. Колтыпиным и его учениками.
В дальнейшем эти исследования состояния вегетативной нервной системы были дополнены и увязаны с изучением функций коры головного мозга. Выявленные А. А. Колтыпиным и его учениками определенные динамические сдвиги со стороны нервной системы позволили выделить три фазы инфекционного процесса при скарлатине: «симпатикус-фазу», «вагус-фазу» и фазу реконвалесценции.
Подобные динамические сдвиги со стороны вегетативной нервной системы свойственны и другим острым инфекционным болезням детей. Скарлатина, при которой эти изменения очень хорошо изучены, является как бы прототипом для понимания подобных процессов при других заболеваниях.
«Детские инфекционные болезни»,
С.Д. Носов