Значение неврологического осмотра

Тщательное неврологическое обследование новорожденного вместе со скринирующей количественной оценкой возрастного развития помогает со значительной достоверностью раскрыть малейшие отклонения и расстройства развития ребенка, которые позже могли бы перерасти в дефекты.

Неврологическое обследование имеет исключительно важное значение и для диагностической оценки существующего состояния и является, следовательно, неотъемлемой составной частью постнатальной оценки общего состояния здоровья ребенка.

Если данные анамнеза указывают на возможность угрожающего состояния у плода в анте- и интранатальный период развития, необходимо провести обследование новорожденного как можно раньше, лучше всего сразу же после рождения.

С этой целью был разработан комплекс методов и инструментальных приемов, позволяющих оценить состояние нервной системы со значительной степенью достоверности уже на ранних стадиях онтогенеза. Эти методы и инструментальные приемы во многих отношениях отличаются от неврологического обследования взрослых. Они должны быть приспособлены для того, чтобы раскрыть сущность динамически изменяющихся в процессе развития функций нервной системы.

Педиатра, присутствующего при родах, обычно больше всего интересуют внешний вид новорожденного и его жизнедеятельность, дыхание, кровенаполнение, кровообращение и т. д., т. е. вегетативные функции.

Кроме того, большое значение придается его спонтанному и спровоцированному поведению, которое оценивается на основе двигательных и голосовых реакций, что представляет в общем моторную активность. Спонтанная моторика оценивается обычно путем простого наблюдения, а для оценки пассивной и вызываемой моторики используют различные другие методические приемы неврологического исследования.

«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Для того, чтобы получить общую картину о развитии отдельных рефлексов, реакций и явлений с момента рождения до периода самостоятельной локомоции, при подробном неврологическом обследовании новорожденного используют преднамеренно такие же методические приемы, как и при обследовании грудного ребенка. Для исследования неврологического статуса были нами избраны важные в функциональном, топическом и возрастном отношениях феномены, которые сравнительно легко…

Рефлекс LV—SII. Рефлекторное захватывание (тактильная стимуляция борозды между пальцами и подошвой или легкое надавливание на подушечки над мета-тарзо-фалангеальными суставами вызывает сгибание пальцев или захватывание стимулирующего предмета). Это спинальный рефлекс LV—SI, который угасает к концу первого года жизни. Последние два рефлекса указывают, что стимуляция различных мест одного и того же или тех же участков вызывает совсем…

Следующий краткий перечень является схематическим ориентиром для врача при обсуждении им дифференциальной диагностики.Локализованный цианоз: на лице, или при родах тазовым концом на ягодицах или на конечностях является признаком застойного венозного стаза, проявляющегося нередко одновременным наличием петехий или гематом; акроцианоз может быть проявлением персистирующего нарушения адаптации кровообращения, вазомоторной неустойчивости, охлаждения, но также признаком шока, например септической…

Экстенсибильность — это способность мышцы к растяжению. Критерием ее оценки является степень растяжения мышцы при медленном пассивном движении в суставе, и измерять ее можно по величине угла, образующегося между сегментом, расположенным ближе к периферии, и сегментом, находящимся ближе к центру. Величина угла является показателем экстенсибильности определенной группы мышц. При пробе на растяжение со стороны мышцы…

Проводится пассивное усаживание ребенка подтягиванием за ручки. Тракцию проводят медленно, наблюдая одновременно за позой, положением и удержанием головы, туловища, верхних и нижних конечностей. При угле 60 °, образующемся между осью туловища и подкладкой, тракцию на короткое время прекращают. Затем ребенка подтягивают дальше до 90° — до прямого положения сидя, и снова тракцию несколько приостанавливают. После…

Популярное
Новое Прочее