Общие принципы неврологического обследования новорожденного

Главная / Физиология и патология новорожденных детей / Обследование новорожденного / Общие принципы неврологического обследования новорожденного

Для того, чтобы получить общую картину о развитии отдельных рефлексов, реакций и явлений с момента рождения до периода самостоятельной локомоции, при подробном неврологическом обследовании новорожденного используют преднамеренно такие же методические приемы, как и при обследовании грудного ребенка.

Для исследования неврологического статуса были нами избраны важные в функциональном, топическом и возрастном отношениях феномены, которые сравнительно легко вызываются, у доношенного новорожденного почти всегда положительны и их оценка не представляет трудностей; импульс и рефлекторный ответ можно простым способом количественно оценить.

Обследование новорожденного следует проводить нежно и бережно, чтобы не нарушать его поведение.

Осмотр начинается наблюдением в положении, в какое ребенка уложила мать или медсестра, то есть в положении на спине.

Необходимо описать:

  1. общий вид и состояние ребенка, т. е. форму и пропорциональность головы, туловища и конечностей, размер головы, расположение глазных яблок и т. д.;

  2. позу и положение головы, туловища и конечностей;
  3. спонтанную моторику головы, туловища и конечностей, движения глазных яблок, мимику и голосовые реакции.

После наблюдения переходят к нежной пальпации и манипуляции, затем к аускультации, перкуссии и к исследованию кожных, сенсорных рефлексов. От положения на спине осторожно переходят к исследованию в других положениях. С помощью пальпации исследуют так называемую пассивную моторику — ребенок пассивен и исследующий активно двигает отдельными сегментами его тела.

При этом исследуют отдельные компоненты так называемого мышечного тонуса, т. е. консистенцию мышц, их растяжимость (экстенсибильность), резистентность, возврат и пассивность. О консистенции можно судить на основе прощупывания мышц. Их консистенция может быть пониженной, тестообразной, дряблой, мягкой или наоборот повышенной, эластичной, плотной.


«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Причины патогномонической рвоты можно ориентировочно разделить, во-первых, на локальные, вызванные обычно структурными, изредка функциональными изменениями пищеварительного тракта, во-вторых, на общие или отдаленные, вызывающие рвоту посредством воздействия преимущественно рефлекторных механизмов. Локальные причины: нарушение акта глотания, возникшее на фоне атрезии, стеноза или сдавления пищевода, грыжи пищеводного отверстия диафрагмы, дефекта кардии, синдрома Пьера Робина; супрапапилярное нарушение пассажа, вызванное…

Пищевые рефлексы, если не считать сосание, выражены слабо. Апатичный новорожденный лежит неподвижно при отсутствии спонтанной активности. Рефлекс Моро, локомоторные рефлексы и пищевые рефлексы не вызываются. По данным J. К. Brown, на состояние бодрствования оказывают влияние: обеспокаивающие факторы, например сильные сенсорные импульсы (холод, манипуляция), метаболические воздействия (голод, жажда, гипогликемия, дегидратация), умеренное повышение внутричерепного давления, подача адреналина,…

Рефлекс ослепления: Резкий свет, падающий в лицо новорожденного, вызывает не только сужение зрачков, но также и рефлекторное защитное смыкание век (рефлекс ослепления), а иногда и отбрасывание головы назад, т. е. окуло-цервикальный рефлекс. Акустико-фациальный рефлекс: Резкий хлопок или другое звуковое раздражение, произведенное вблизи новорожденного, вызывает рефлекторное быстрое закрывание глаз. В ответ на резкий звуковой раздражитель происходит…

Рвота может быть также первым признаком неожиданной тяжелой инфекции, и необходимо вести в этом направлении соответствующие поиски. Нарушения кишечной проходимости проявляются наиболее отчетливо, если не считать рвоту и брюшную симптоматику, отклонениями в отхождении мекония, изредка стула. При нормальных обстоятельствах меконий начинает отходить в первые сутки и его эвакуация заканчивается до 3—4 дней, когда наступает переход…

Свою методику и приемы неврологического обследования мы применяем только при обследовании доношенных новорожденных, но с небольшими дополнениями и недоношенных, а также при дальнейшем наблюдении за детьми до окончания 1-го года жизни, или до периода самостоятельной выпрямленной локомоции. Новорожденный обследуется в достаточно согретом помещении с температурой не ниже 24 °С. Освещение в помещении не должно ослеплять,…

Популярное
Новое Прочее