Значение поведенческих состояний новорожденного и их описание (Состояния, которые описал Н. Prechtl)

Главная / Физиология и патология новорожденных детей / Обследование новорожденного / Значение поведенческих состояний новорожденного и их описание (Состояния, которые описал Н. Prechtl)

Состояния, которые описал Н. Prechtl, оказываются для клинициста подчас недостаточными. Клиницист приходит в контакт не только с новорожденными бодрствующими или спящими, спокойными или беспокойными, но ему приходится расценивать также и количественные нарушения их сознания, как сонливость, сопорозное и коматозное состояние, так и все аномалии двигательных реакций.

Он должен определить не только количественные различия двигательных реакций отдельных детей, но также и качество их моторных функций, то есть движения атипичные, дефектные, вычурные и патологические. Он должен провести качественную и, количественную оценку также и возбудимости и раздражимости.

J. К. Brown, исходя из клинических требований, предлагает следующую классификацию состояний бодрствования. Возбужденный новорожденный, например очень голодный. Он беспокоен, активно ползает в кроватке, у него выражен шагательный рефлекс, быстро вызывается рефлекс Моро и мышечные рефлексы, часто наблюдается клонус подбородка или стопы, сосет кулачки и находится в состоянии постоянной двигательной активности и даже беспокойства. Хорошо выражен сгибательный мышечный тонус, голова при усаживании выпрямляется.

Нормальный живой новорожденный — все рефлексы у него хорошо вызываются. В отличие от возбужденного новорожденного он спокойнее, проявляет меньшую двигательную активность, шагательный рефлекс у него, правда, тоже вызывается, однако движения нижними конечностями по типу велосипед он в состоянии покоя не производит. Пищевой и поисковый рефлексы хорошо вызываются, однако не столь слабыми и отдаленными стимулами, как у возбужденного новорожденного.

Спокойный новорожденный, например после насыщения. Лежит спокойно, проявляет малую спонтанную активность, у него наблюдается относительное снижение мышечного тонуса (по сравнению с периодом до насыщения), рефлекс Моро положителен, но шагательный рефлекс вызывается трудно.


«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

К клиническим проявлениям, указывающим на необходимость неврологического обследования новорожденного, относятся: вялое сосание, необходимость кормления через зонд; нерегулярное дыхание — паузы апноэ; цианоз и цианотические припадки, брадиаритмия; апатия, летаргия адинамия или резкое беспокойство; приступы судорог; гипотермия; слабый крик, аномалии голосовых реакций, церебральный крик; икота, рвота; аномалии рефлекса Моро; порочная осанка, опистотонус; патологические движения глазных яблок; периферические…

Рефлекс LV—SII. Рефлекторное захватывание (тактильная стимуляция борозды между пальцами и подошвой или легкое надавливание на подушечки над мета-тарзо-фалангеальными суставами вызывает сгибание пальцев или захватывание стимулирующего предмета). Это спинальный рефлекс LV—SI, который угасает к концу первого года жизни. Последние два рефлекса указывают, что стимуляция различных мест одного и того же или тех же участков вызывает совсем…

Следующий краткий перечень является схематическим ориентиром для врача при обсуждении им дифференциальной диагностики.Локализованный цианоз: на лице, или при родах тазовым концом на ягодицах или на конечностях является признаком застойного венозного стаза, проявляющегося нередко одновременным наличием петехий или гематом; акроцианоз может быть проявлением персистирующего нарушения адаптации кровообращения, вазомоторной неустойчивости, охлаждения, но также признаком шока, например септической…

Для того, чтобы получить общую картину о развитии отдельных рефлексов, реакций и явлений с момента рождения до периода самостоятельной локомоции, при подробном неврологическом обследовании новорожденного используют преднамеренно такие же методические приемы, как и при обследовании грудного ребенка. Для исследования неврологического статуса были нами избраны важные в функциональном, топическом и возрастном отношениях феномены, которые сравнительно легко…

Проводится пассивное усаживание ребенка подтягиванием за ручки. Тракцию проводят медленно, наблюдая одновременно за позой, положением и удержанием головы, туловища, верхних и нижних конечностей. При угле 60 °, образующемся между осью туловища и подкладкой, тракцию на короткое время прекращают. Затем ребенка подтягивают дальше до 90° — до прямого положения сидя, и снова тракцию несколько приостанавливают. После…

Популярное
Новое Прочее