Значение поведенческих состояний новорожденного и их описание (Пищевые рефлексы)

Главная / Физиология и патология новорожденных детей / Обследование новорожденного / Значение поведенческих состояний новорожденного и их описание (Пищевые рефлексы)

Пищевые рефлексы, если не считать сосание, выражены слабо. Апатичный новорожденный лежит неподвижно при отсутствии спонтанной активности. Рефлекс Моро, локомоторные рефлексы и пищевые рефлексы не вызываются.

По данным J. К. Brown, на состояние бодрствования оказывают влияние:

  • обеспокаивающие факторы, например сильные сенсорные импульсы (холод, манипуляция), метаболические воздействия (голод, жажда, гипогликемия, дегидратация), умеренное повышение внутричерепного давления, подача адреналина, тиреотоксикоз матери и т. п.;
  • тормозящие факторы, т. е. покой, тепло, недостаточная стимуляция, насыщение, при гипербилирубинемии, сильной гипогликемии и гипоксии, при поражениях стволового отдела мозга и после введения седативных средств матери или ребенку. Как при изменениях состояния (по Prechtl), так и при различных уровнях бодрствования (по Brown) неврологическая картина обязательно изменяется. Возбужденный новорожденный может быть только голодным, но у него могут иметь место и патологические проявления. Новорожденный может находиться в состоянии возбуждения и после приступа гипокальциемии; возбуждение является в таком случае прогностически благоприятным признаком.

При нормальных обстоятельствах новорожденный никогда не бывает апатичным; апатия представляет всегда прогностически серьезный симптом. Об этом следует помнить особенно при повторных обследованиях одного я того же ребенка, причем неврологическую картину расценивают всегда с учетом его поведения в момент исследования.

Ввиду этого последовательность изучения отдельных феноменов и тестов не случайна и ее нельзя как-либо менять.

Один и тот же рефлекс дает различный ответ в зависимости от того, был ли он исследован перед рефлексом Моро или после, потому что рефлекс Моро является обеспокаивающим и существенным образом изменяет поведение новорожденного. Вся методика исследования стандартизована, причем учитываются не только последовательность изучения отдельных положений ребенка, отдельных тестов и методических приемов (наблюдение, прошупывание, выслушивание, постукивание и кожная стимуляция), но и исходные рефлекторные положения, количественная оценка стимулов и рефлекторных ответов, условия внешней среды и внутренние условия маленького пациента.

«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

К клиническим проявлениям, указывающим на необходимость неврологического обследования новорожденного, относятся: вялое сосание, необходимость кормления через зонд; нерегулярное дыхание — паузы апноэ; цианоз и цианотические припадки, брадиаритмия; апатия, летаргия адинамия или резкое беспокойство; приступы судорог; гипотермия; слабый крик, аномалии голосовых реакций, церебральный крик; икота, рвота; аномалии рефлекса Моро; порочная осанка, опистотонус; патологические движения глазных яблок; периферические…

Рефлекс LV—SII. Рефлекторное захватывание (тактильная стимуляция борозды между пальцами и подошвой или легкое надавливание на подушечки над мета-тарзо-фалангеальными суставами вызывает сгибание пальцев или захватывание стимулирующего предмета). Это спинальный рефлекс LV—SI, который угасает к концу первого года жизни. Последние два рефлекса указывают, что стимуляция различных мест одного и того же или тех же участков вызывает совсем…

Следующий краткий перечень является схематическим ориентиром для врача при обсуждении им дифференциальной диагностики.Локализованный цианоз: на лице, или при родах тазовым концом на ягодицах или на конечностях является признаком застойного венозного стаза, проявляющегося нередко одновременным наличием петехий или гематом; акроцианоз может быть проявлением персистирующего нарушения адаптации кровообращения, вазомоторной неустойчивости, охлаждения, но также признаком шока, например септической…

Для того, чтобы получить общую картину о развитии отдельных рефлексов, реакций и явлений с момента рождения до периода самостоятельной локомоции, при подробном неврологическом обследовании новорожденного используют преднамеренно такие же методические приемы, как и при обследовании грудного ребенка. Для исследования неврологического статуса были нами избраны важные в функциональном, топическом и возрастном отношениях феномены, которые сравнительно легко…

Проводится пассивное усаживание ребенка подтягиванием за ручки. Тракцию проводят медленно, наблюдая одновременно за позой, положением и удержанием головы, туловища, верхних и нижних конечностей. При угле 60 °, образующемся между осью туловища и подкладкой, тракцию на короткое время прекращают. Затем ребенка подтягивают дальше до 90° — до прямого положения сидя, и снова тракцию несколько приостанавливают. После…

Популярное
Новое Прочее