Физиологическое действие гимнастики (Потребность в движении)

Главная / Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Общая часть / Физиологическое действие гимнастики (Потребность в движении)

Ребенку свойственна большая потребность в движениях, являющихся для него основным источником радости; следовательно, понятна роль гимнастики и других видов движений для поддержания положительного эмоционального тонуса.

Радость, которую доставляет ребенку гимнастика, не менее важна, чем сама гимнастика, так как через эмоции осуществляется также влияние на сердечнососудистую систему. При этом расширяются сосуды и создаются благоприятные условия для кровообращения и питания тканей.

«Каждой эмоции, — говорил И. П. Павлов, — свойственен особый характер и особое состояние сердца и сосудов»
; отсюда такие выражения, как «сердце замирает от страха, сжимается от жалости, пылает гневом» и т. д. Происхождение этой связи И. П. Павлов находил в филогенезе, а именно: у наших отдаленных предков каждая эмоция выражалась движением. Так, страх переходил в бег, гнев в драку, радость выражалась пляской и т. д., а движения неизбежно отражались на работе сердца и сосудов.

Таким образом, установилось точное согласование между эмоциями и работой сердца и сосудов.

У современного человека эмоции не обязательно проявляются в движении. Современный человек может внешне ничем не проявлять своих чувств. И. П. Павлов говорил, что мышцы уже не имеют такого значения для выражения наших чувств, но нервная связь осталась (сложный условный рефлекс — инстинкт).

«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт

Основной задачей гимнастики надо считать улучшение качества движений путем правильной установки для движения, полноценной амплитуды движений в суставах и правильной двигательной формулы, которая при систематическом повторении закрепляется как сложный условный рефлекс (стереотип). С этой целью нами предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют собой более или менее сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих…

Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений, в грудном возрасте — руками сестры-воспитательницы, в старшем — специальными приспособлениями. В специальных занятиях гимнастикой смешивать упражнения с игровыми моментами, основанными на свободных движениях, нецелесообразно. Опыт показал, что введение таких игровых моментов дезорганизует детей в смысле утраты…

Физическое воспитание в широком понимании включает правильно организованную внешнюю среду. Сюда относятся соответствующий возрасту и физическому состоянию режим дня, рациональное питание, правильная организация сна и бодрствования, правильная организация всех процессов (кормления, укладывания и пр.), использование естественных факторов природы (воздуха, солнца и воды). Во время бодрствования для самостоятельной деятельности детей требуется создание соответствующих условий, а именно:…

При выборе специальных физкультурных мероприятий для ребенка необходимо учитывать особенности его развития, не только возрастные, но и индивидуальные. На каждом возрастном этапе мы можем обнаружить у ребенка реакции двоякого рода: одни — более сильные, преобладающие, обнаруживающие, однако, тенденцию к угасанию, другие — возникающие, еще очень слабые, имеющие тем не менее тенденцию к неуклонному нарастанию. Весь…

По данным физиологии, у животных и человека имеется ряд рефлексов с первых дней жизни. Эти врожденные и унаследованные от предыдущих поколений рефлексы И. П. Павлов назвал безусловными. К числу врожденных рефлексов относится ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как, например, поворот или поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; сосудистых; ряд…

Популярное
Новое Прочее