Воспитательное значение гимнастики и ее задачи

Главная / Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Общая часть / Воспитательное значение гимнастики и ее задачи

Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится не только к гимнастике, но к движениям вообще — будь то самостоятельные игры или организованные подвижные игры под музыку или без нее.

Для того чтобы, не преувеличивая роли гимнастики в системе воспитания, оценить действительное ее значение, очень важно понимать отношение гимнастики к другим формам двигательной активности ребенка и разницу между ними в смысле воспитательных задач.

Стимулирование движений не является основной задачей гимнастики, так как это может быть достигнуто другими воспитательными воздействиями: соответствующей обстановкой, пособиями и игрушками, организованными подвижными играми, музыкальными занятиями. Потребность ребенка в движениях также не может быть покрыта 5—16минутным занятием гимнастикой.

В свободных подвижных играх ребенок двигается согласно собственной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом. В организованных подвижных играх, под общую команду воспитательницы, определенные движения осуществляются одновременно группой детей; эти движения направлены на развитие элементарных двигательных навыков ходьбы, подпрыгивания и других. Цель организованных подвижных игр под музыку — развитие музыкального слуха и ритма в смысле распределения движения во времени.

Чувство ритма доступно ребенку с раннего возраста, так как ритм регулируется подкорковыми центрами. По сравнению со свободными играми организованные подвижные игры и музыкальные занятия предъявляют к детям большие требования в отношении внимания и взаимной согласованности движений, но точность, полнота и правильность движений, как в свободных, так и в организованных играх не обеспечивается.

Гимнастика является самым напряженным видом двигательной активности, что стоит в связи с ее основной воспитательной задачей, которая направлена на развитие качества движений, т. е. воспитание правильных навыков в движениях верхних конечностей, в ползании, в сидении, стоянии, ходьбе, воспитание правильной осанки и улучшение качества движений — их ритмичности (в смысле экономии энергии).


«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт

Психологи, изучавшие развитие речи у детей, отмечали, что первые речевые реакции (гуление) возникают также в ответ на тактильный раздражитель — поглаживание ног, живота, в то время когда другие формы общения со взрослыми (улыбка, ласковый разговор) не вызывают еще речевых реакций. В последние годы эти наблюдения получили физиологическое обоснование в работах физиологов, которые свидетельствуют о том,…

С большой осторожностью на протяжении всего раннего возраста надо отнестись к прыжкам. В системе гимнастики и в организованных играх не должны иметь место спрыгивания с высоты, которые при недостаточности пружинящего свода стопы могут повести к распластыванию стоп и толчкам в суставы. В этом возрасте вполне безопасны и допустимы упражнения в подпрыгивании и перепрыгивании, так как…

Действие на мышцы различных приемов массажа различно: поглаживание вызывает расслабление мышц; поколачивание и вибрационный массаж вызывают сокращение мышц. При вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которым сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), массаж брюшного пресса механически содействует освобождению кишечника от газов и приобретает в этих случаях особенное значение. Физиологическим действием массажа определяются до известной…

Движения вызывают прилив крови к мышцам и, следовательно, улучшают питание их. Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ в 3 раза, а кислорода в 7 раз больше, чем бездействующая. Последнее обстоятельство необходимо всегда учитывать при организации обстановки для проведения гимнастики, а именно: во-первых, необходимо обеспечить непрерывный приток свежего воздуха через открытые фрамуги или окна ввиду…

Ребенку свойственна большая потребность в движениях, являющихся для него основным источником радости; следовательно, понятна роль гимнастики и других видов движений для поддержания положительного эмоционального тонуса. Радость, которую доставляет ребенку гимнастика, не менее важна, чем сама гимнастика, так как через эмоции осуществляется также влияние на сердечнососудистую систему. При этом расширяются сосуды и создаются благоприятные условия для…

Популярное
Новое Прочее