Воспитательное значение гимнастики и ее задачи

Главная / Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Общая часть / Воспитательное значение гимнастики и ее задачи

Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится не только к гимнастике, но к движениям вообще — будь то самостоятельные игры или организованные подвижные игры под музыку или без нее.

Для того чтобы, не преувеличивая роли гимнастики в системе воспитания, оценить действительное ее значение, очень важно понимать отношение гимнастики к другим формам двигательной активности ребенка и разницу между ними в смысле воспитательных задач.

Стимулирование движений не является основной задачей гимнастики, так как это может быть достигнуто другими воспитательными воздействиями: соответствующей обстановкой, пособиями и игрушками, организованными подвижными играми, музыкальными занятиями. Потребность ребенка в движениях также не может быть покрыта 5—16минутным занятием гимнастикой.

В свободных подвижных играх ребенок двигается согласно собственной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом. В организованных подвижных играх, под общую команду воспитательницы, определенные движения осуществляются одновременно группой детей; эти движения направлены на развитие элементарных двигательных навыков ходьбы, подпрыгивания и других. Цель организованных подвижных игр под музыку — развитие музыкального слуха и ритма в смысле распределения движения во времени.

Чувство ритма доступно ребенку с раннего возраста, так как ритм регулируется подкорковыми центрами. По сравнению со свободными играми организованные подвижные игры и музыкальные занятия предъявляют к детям большие требования в отношении внимания и взаимной согласованности движений, но точность, полнота и правильность движений, как в свободных, так и в организованных играх не обеспечивается.

Гимнастика является самым напряженным видом двигательной активности, что стоит в связи с ее основной воспитательной задачей, которая направлена на развитие качества движений, т. е. воспитание правильных навыков в движениях верхних конечностей, в ползании, в сидении, стоянии, ходьбе, воспитание правильной осанки и улучшение качества движений — их ритмичности (в смысле экономии энергии).


«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт

Основной задачей гимнастики надо считать улучшение качества движений путем правильной установки для движения, полноценной амплитуды движений в суставах и правильной двигательной формулы, которая при систематическом повторении закрепляется как сложный условный рефлекс (стереотип). С этой целью нами предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют собой более или менее сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих…

Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений, в грудном возрасте — руками сестры-воспитательницы, в старшем — специальными приспособлениями. В специальных занятиях гимнастикой смешивать упражнения с игровыми моментами, основанными на свободных движениях, нецелесообразно. Опыт показал, что введение таких игровых моментов дезорганизует детей в смысле утраты…

Физическое воспитание в широком понимании включает правильно организованную внешнюю среду. Сюда относятся соответствующий возрасту и физическому состоянию режим дня, рациональное питание, правильная организация сна и бодрствования, правильная организация всех процессов (кормления, укладывания и пр.), использование естественных факторов природы (воздуха, солнца и воды). Во время бодрствования для самостоятельной деятельности детей требуется создание соответствующих условий, а именно:…

При выборе специальных физкультурных мероприятий для ребенка необходимо учитывать особенности его развития, не только возрастные, но и индивидуальные. На каждом возрастном этапе мы можем обнаружить у ребенка реакции двоякого рода: одни — более сильные, преобладающие, обнаруживающие, однако, тенденцию к угасанию, другие — возникающие, еще очень слабые, имеющие тем не менее тенденцию к неуклонному нарастанию. Весь…

По данным физиологии, у животных и человека имеется ряд рефлексов с первых дней жизни. Эти врожденные и унаследованные от предыдущих поколений рефлексы И. П. Павлов назвал безусловными. К числу врожденных рефлексов относится ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как, например, поворот или поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; сосудистых; ряд…

Популярное
Новое Прочее