Воспитательное значение гимнастики и ее задачи (Основные задачи)

Главная / Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Общая часть / Воспитательное значение гимнастики и ее задачи (Основные задачи)

Основной задачей гимнастики надо считать улучшение качества движений путем правильной установки для движения, полноценной амплитуды движений в суставах и правильной двигательной формулы, которая при систематическом повторении закрепляется как сложный условный рефлекс (стереотип).

С этой целью нами предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют собой более или менее сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих мышечных групп и не менее двух суставов, что вполне соответствует характеру всех жизненно необходимых движений человека.

По форме эти комбинированные движения являются в огромном большинстве естественными, типа наиболее употребительных движений, что отчасти видно из их названий: «ползание», «скользящие шаги» и пр.

В предлагаемой нами системе гимнастических упражнений отсутствуют изолированные суставные движения; такие движения не представляют для детей интереса, скучны и несвойственны ребенку раннего возраста, который отвечает на внешние раздражения главным образом общей двигательной реакцией.

В связи с основной задачей гимнастики — улучшения качества движений и воспитания правильных двигательных навыков — правильность и точность движений в гимнастических упражнениях должна быть строго обусловлена руками того, кто проводит занятия, или специальными приспособлениями. И только при этом условии в гимнастике ребенок получит то, чего он не получает в зарядке, музыкальных занятиях, в организованных подвижных играх и в самостоятельной деятельности. В этом и заключается отличие ее от всех других видов двигательной активности ребенка, основанных на свободных движениях, точность и правильность которых ничем не обусловлена.

Может ли ребенок, помимо гимнастики, в играх и других организованных занятиях выработать нужный стереотип, приобрести правильные автоматизмы? Может, хотя далеко не всегда, путем так называемых «проб и ошибок», но это в лучшем случае есть длинный путь. Гимнастика же представляет собою более короткий путь, который должен быть использован для всестороннего воспитания детей.

Особенно это важно в условиях коллективного воспитания, потому что двигательная полноценность ребенка в очень большой степени определяет, как отмечено выше, его место и самочувствие в детском коллективе. Общительность и положительное отношение ребенка к другим детям отчасти зависит от этого. Ребенку неловкому труднее согласовать свои движения с движениями товарищей; он становится помехой и нежеланным партнером в играх, не говоря уже о том, что от качества движений зависит форма органов и правильность телосложения.

«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт

Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится не только к гимнастике, но к движениям вообще — будь то самостоятельные игры или организованные подвижные игры под музыку или без нее. Для того чтобы, не преувеличивая роли гимнастики в системе воспитания, оценить действительное ее значение, очень важно понимать отношение гимнастики к другим формам двигательной активности ребенка и…

Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений, в грудном возрасте — руками сестры-воспитательницы, в старшем — специальными приспособлениями. В специальных занятиях гимнастикой смешивать упражнения с игровыми моментами, основанными на свободных движениях, нецелесообразно. Опыт показал, что введение таких игровых моментов дезорганизует детей в смысле утраты…

Физическое воспитание в широком понимании включает правильно организованную внешнюю среду. Сюда относятся соответствующий возрасту и физическому состоянию режим дня, рациональное питание, правильная организация сна и бодрствования, правильная организация всех процессов (кормления, укладывания и пр.), использование естественных факторов природы (воздуха, солнца и воды). Во время бодрствования для самостоятельной деятельности детей требуется создание соответствующих условий, а именно:…

При выборе специальных физкультурных мероприятий для ребенка необходимо учитывать особенности его развития, не только возрастные, но и индивидуальные. На каждом возрастном этапе мы можем обнаружить у ребенка реакции двоякого рода: одни — более сильные, преобладающие, обнаруживающие, однако, тенденцию к угасанию, другие — возникающие, еще очень слабые, имеющие тем не менее тенденцию к неуклонному нарастанию. Весь…

По данным физиологии, у животных и человека имеется ряд рефлексов с первых дней жизни. Эти врожденные и унаследованные от предыдущих поколений рефлексы И. П. Павлов назвал безусловными. К числу врожденных рефлексов относится ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как, например, поворот или поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; сосудистых; ряд…

Популярное
Новое Прочее