Воспитательное значение гимнастики и ее задачи (Основные задачи)

Главная / Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Общая часть / Воспитательное значение гимнастики и ее задачи (Основные задачи)

Основной задачей гимнастики надо считать улучшение качества движений путем правильной установки для движения, полноценной амплитуды движений в суставах и правильной двигательной формулы, которая при систематическом повторении закрепляется как сложный условный рефлекс (стереотип).

С этой целью нами предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют собой более или менее сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих мышечных групп и не менее двух суставов, что вполне соответствует характеру всех жизненно необходимых движений человека.

По форме эти комбинированные движения являются в огромном большинстве естественными, типа наиболее употребительных движений, что отчасти видно из их названий: «ползание», «скользящие шаги» и пр.

В предлагаемой нами системе гимнастических упражнений отсутствуют изолированные суставные движения; такие движения не представляют для детей интереса, скучны и несвойственны ребенку раннего возраста, который отвечает на внешние раздражения главным образом общей двигательной реакцией.

В связи с основной задачей гимнастики — улучшения качества движений и воспитания правильных двигательных навыков — правильность и точность движений в гимнастических упражнениях должна быть строго обусловлена руками того, кто проводит занятия, или специальными приспособлениями. И только при этом условии в гимнастике ребенок получит то, чего он не получает в зарядке, музыкальных занятиях, в организованных подвижных играх и в самостоятельной деятельности. В этом и заключается отличие ее от всех других видов двигательной активности ребенка, основанных на свободных движениях, точность и правильность которых ничем не обусловлена.

Может ли ребенок, помимо гимнастики, в играх и других организованных занятиях выработать нужный стереотип, приобрести правильные автоматизмы? Может, хотя далеко не всегда, путем так называемых «проб и ошибок», но это в лучшем случае есть длинный путь. Гимнастика же представляет собою более короткий путь, который должен быть использован для всестороннего воспитания детей.

Особенно это важно в условиях коллективного воспитания, потому что двигательная полноценность ребенка в очень большой степени определяет, как отмечено выше, его место и самочувствие в детском коллективе. Общительность и положительное отношение ребенка к другим детям отчасти зависит от этого. Ребенку неловкому труднее согласовать свои движения с движениями товарищей; он становится помехой и нежеланным партнером в играх, не говоря уже о том, что от качества движений зависит форма органов и правильность телосложения.

«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт

Чтобы при широком охвате детей гимнастикой обеспечить возможность соответствующего врачебного контроля, необходимо упростить методику назначения путем использования готовых комплексов упражнений, составленных для детей различных возрастов. До недавнего времени для каждого ребенка составлялся отдельный так называемый «индивидуальный» комплекс путем выбора соответствующих упражнений, пригодных для детей грудного возраста. Трудоемкость этого метода приводила к тому, что назначения передоверялись…

Важно не только то, чтобы ребенок к 7 месяцам сидел, а к 1 году ходил, но еще более важно то, как он сидит и как он ходит, так как неправильное сидение уродует грудную клетку, а неправильная ходьба обезображивает нижние конечности. Имеет, безусловно, значение и качество ползания: в положении на четвереньках оно более совершенно и является…

Массаж оказывает на организм разностороннее воздействие. Большое значение массаж имеет для нервной системы. Кожа является самой обширной воспринимающей поверхностью. В грудном возрасте массаж приобретает особое значение, что объясняется значительно большей поверхностью кожи по отношению к массе тела. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая коры головного мозга, оказывают…

После 6—7 месяцев ограничение ребенка пределами манежа уже не обеспечивает ему нормального развития. В этом периоде он нуждается в большой площади на полу со включением в нее горки со скатом и лесенкой, низкого и широкого дивана и других пособий, стимулирующих ползание, лазание, влезание, вставание и ходьбу с опорой. Вся эта площадь должна быть огорожена барьером….

Психологи, изучавшие развитие речи у детей, отмечали, что первые речевые реакции (гуление) возникают также в ответ на тактильный раздражитель — поглаживание ног, живота, в то время когда другие формы общения со взрослыми (улыбка, ласковый разговор) не вызывают еще речевых реакций. В последние годы эти наблюдения получили физиологическое обоснование в работах физиологов, которые свидетельствуют о том,…

Популярное
Новое Прочее