Воспитательное значение гимнастики и ее задачи (Основные задачи)

Главная / Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Общая часть / Воспитательное значение гимнастики и ее задачи (Основные задачи)

Основной задачей гимнастики надо считать улучшение качества движений путем правильной установки для движения, полноценной амплитуды движений в суставах и правильной двигательной формулы, которая при систематическом повторении закрепляется как сложный условный рефлекс (стереотип).

С этой целью нами предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют собой более или менее сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих мышечных групп и не менее двух суставов, что вполне соответствует характеру всех жизненно необходимых движений человека.

По форме эти комбинированные движения являются в огромном большинстве естественными, типа наиболее употребительных движений, что отчасти видно из их названий: «ползание», «скользящие шаги» и пр.

В предлагаемой нами системе гимнастических упражнений отсутствуют изолированные суставные движения; такие движения не представляют для детей интереса, скучны и несвойственны ребенку раннего возраста, который отвечает на внешние раздражения главным образом общей двигательной реакцией.

В связи с основной задачей гимнастики — улучшения качества движений и воспитания правильных двигательных навыков — правильность и точность движений в гимнастических упражнениях должна быть строго обусловлена руками того, кто проводит занятия, или специальными приспособлениями. И только при этом условии в гимнастике ребенок получит то, чего он не получает в зарядке, музыкальных занятиях, в организованных подвижных играх и в самостоятельной деятельности. В этом и заключается отличие ее от всех других видов двигательной активности ребенка, основанных на свободных движениях, точность и правильность которых ничем не обусловлена.

Может ли ребенок, помимо гимнастики, в играх и других организованных занятиях выработать нужный стереотип, приобрести правильные автоматизмы? Может, хотя далеко не всегда, путем так называемых «проб и ошибок», но это в лучшем случае есть длинный путь. Гимнастика же представляет собою более короткий путь, который должен быть использован для всестороннего воспитания детей.

Особенно это важно в условиях коллективного воспитания, потому что двигательная полноценность ребенка в очень большой степени определяет, как отмечено выше, его место и самочувствие в детском коллективе. Общительность и положительное отношение ребенка к другим детям отчасти зависит от этого. Ребенку неловкому труднее согласовать свои движения с движениями товарищей; он становится помехой и нежеланным партнером в играх, не говоря уже о том, что от качества движений зависит форма органов и правильность телосложения.

«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт

Психологи, изучавшие развитие речи у детей, отмечали, что первые речевые реакции (гуление) возникают также в ответ на тактильный раздражитель — поглаживание ног, живота, в то время когда другие формы общения со взрослыми (улыбка, ласковый разговор) не вызывают еще речевых реакций. В последние годы эти наблюдения получили физиологическое обоснование в работах физиологов, которые свидетельствуют о том,…

С большой осторожностью на протяжении всего раннего возраста надо отнестись к прыжкам. В системе гимнастики и в организованных играх не должны иметь место спрыгивания с высоты, которые при недостаточности пружинящего свода стопы могут повести к распластыванию стоп и толчкам в суставы. В этом возрасте вполне безопасны и допустимы упражнения в подпрыгивании и перепрыгивании, так как…

Действие на мышцы различных приемов массажа различно: поглаживание вызывает расслабление мышц; поколачивание и вибрационный массаж вызывают сокращение мышц. При вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которым сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), массаж брюшного пресса механически содействует освобождению кишечника от газов и приобретает в этих случаях особенное значение. Физиологическим действием массажа определяются до известной…

Движения вызывают прилив крови к мышцам и, следовательно, улучшают питание их. Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ в 3 раза, а кислорода в 7 раз больше, чем бездействующая. Последнее обстоятельство необходимо всегда учитывать при организации обстановки для проведения гимнастики, а именно: во-первых, необходимо обеспечить непрерывный приток свежего воздуха через открытые фрамуги или окна ввиду…

Ребенку свойственна большая потребность в движениях, являющихся для него основным источником радости; следовательно, понятна роль гимнастики и других видов движений для поддержания положительного эмоционального тонуса. Радость, которую доставляет ребенку гимнастика, не менее важна, чем сама гимнастика, так как через эмоции осуществляется также влияние на сердечнососудистую систему. При этом расширяются сосуды и создаются благоприятные условия для…

Популярное
Новое Прочее