Общие основные физиологические предпосылки при выборе и назначении физкультурных мероприятий (Рефлексы)

Главная / Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Общая часть / Общие основные физиологические предпосылки при выборе и назначении физкультурных мероприятий (Рефлексы)

По данным физиологии, у животных и человека имеется ряд рефлексов с первых дней жизни. Эти врожденные и унаследованные от предыдущих поколений рефлексы И. П. Павлов назвал безусловными. К числу врожденных рефлексов относится ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как, например, поворот или поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; сосудистых; ряд рефлексов положения (позы) и расположения частей тела: например, в первом полугодии жизни в горизонтальном положении на весу ребенок закономерно отклоняет голову в коррегирующую сторону, т. е. в положении на животе — назад, на спине — вперед, на правом боку — влево, на левом — вправо.

Эти последние рефлексы, описанные Избертом и Пейпером, направлены на сохранение равновесия и поэтому некоторыми называются рефлексами равновесия, или по воспринимающему органу (рецептору)— лабиринтными (иначе вестибулярными), или по рабочему органу (эффектору) —шейными.

Описан также ряд рефлексов расположения частей тела: например, пассивный поворот таза в сторону закономерно вызывает у ребенка движение головы и плечевого пояса в ту же сторону.

У человека с момента рождения имеется ряд кожных рефлексов, например ножной рефлекс, описанный Бауэром (феномен ползания), сохраняющийся до 21/2—3 месяцев жизни. Некоторые из кожных рефлексов сохраняются на всю жизнь, например спинной рефлекс, описанный Талантом.

В этих рефлексах раздражителем является прикосновение к коже, а ответная реакция выражается сокращением соответствующей мускулатуры, при феномене ползания — разгибателей ног, а при спинном рефлексе Таланта — разгибателей позвоночника.

И. М. Сеченов в своей работе «Рефлексы головного мозга» писал, что в первом полугодии жизни нет ни одного движения, которое нельзя было бы вызвать путем простого рефлекса.

Однако в первые месяцы жизни надо считать целесообразным использование в упражнениях только тех рефлексов, которые связаны с разгибанием, во избежание усиления и без того преобладающих сгибателей.


«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт

Основной задачей гимнастики надо считать улучшение качества движений путем правильной установки для движения, полноценной амплитуды движений в суставах и правильной двигательной формулы, которая при систематическом повторении закрепляется как сложный условный рефлекс (стереотип). С этой целью нами предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют собой более или менее сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих…

Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений, в грудном возрасте — руками сестры-воспитательницы, в старшем — специальными приспособлениями. В специальных занятиях гимнастикой смешивать упражнения с игровыми моментами, основанными на свободных движениях, нецелесообразно. Опыт показал, что введение таких игровых моментов дезорганизует детей в смысле утраты…

Физическое воспитание в широком понимании включает правильно организованную внешнюю среду. Сюда относятся соответствующий возрасту и физическому состоянию режим дня, рациональное питание, правильная организация сна и бодрствования, правильная организация всех процессов (кормления, укладывания и пр.), использование естественных факторов природы (воздуха, солнца и воды). Во время бодрствования для самостоятельной деятельности детей требуется создание соответствующих условий, а именно:…

При выборе специальных физкультурных мероприятий для ребенка необходимо учитывать особенности его развития, не только возрастные, но и индивидуальные. На каждом возрастном этапе мы можем обнаружить у ребенка реакции двоякого рода: одни — более сильные, преобладающие, обнаруживающие, однако, тенденцию к угасанию, другие — возникающие, еще очень слабые, имеющие тем не менее тенденцию к неуклонному нарастанию. Весь…

В Советском Союзе опыт применения гимнастики в раннем возрасте имеет 35-летнюю давность. Уже тогда перед врачами была поставлена задача не только лечить болезнь, но всемерно укреплять и совершенствовать организм больного ребенка, чтобы сделать его более устойчивым по отношению ко всем вредным воздействиям. Первая методическая работа по применению гимнастики в грудном возрасте принадлежит немецкому автору Нейман…

Популярное
Новое Прочее