Врожденные рефлексы положения

В возрасте 3—4 месяцев в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные рефлексы положения. Сначала в положении на весу на животе ребенок отклоняет голову назад, а к 4 месяцам в этом же положении (горизонтальном, на весу, на животе) все тело его изгибается, образуя дугу, открытую кверху, что является энергичным упражнением для мускулатуры всей задней поверхности тела и одновременно упражнением в равновесии, так как органом, воспринимающим раздражение (положение на весу), является вестибулярный аппарат — орган равновесия (см. второй комплекс для детей от 3 до 4 месяцев).

С 4 месяцев в положении на спине на весу ребенок отклоняет голову вперед, напрягая мускулатуру передней поверхности тела.

Во всех указанных положениях голова ребенка, как правило, отклоняется в коррегирующую сторону. Использованием этих рефлексов достигается укрепление мышц шеи и туловища.

В дальнейшем, на базе этих врожденных рефлексов, можно воспитать условные связи в ответ на такие сигнальные раздражители, как потягивание за ноги, звуковые сигналы, ухватка и т. д. (см. четвертый комплекс гимнастических упражнений).

Между 4 и 5 месяцами достигается уравновешивание сгибателей и разгибателей нижних конечностей, что дает возможность ввести пассивные движения для ног.

Общий поглаживающий массаж продолжается до 6 месяцев жизни, а в дальнейшем он необходим главным образом при нарушении тургора и мышечного тонуса, а также как отдых между упражнениями. Под влиянием массажа мышцы восстанавливаются быстрее, чем при полном покое.

После 3 месяцев, кроме поглаживания, присоединяются другие приемы массажа: разминание, похлопывание.


«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт

Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится не только к гимнастике, но к движениям вообще — будь то самостоятельные игры или организованные подвижные игры под музыку или без нее. Для того чтобы, не преувеличивая роли гимнастики в системе воспитания, оценить действительное ее значение, очень важно понимать отношение гимнастики к другим формам двигательной активности ребенка и…

Основной задачей гимнастики надо считать улучшение качества движений путем правильной установки для движения, полноценной амплитуды движений в суставах и правильной двигательной формулы, которая при систематическом повторении закрепляется как сложный условный рефлекс (стереотип). С этой целью нами предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют собой более или менее сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих…

Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений, в грудном возрасте — руками сестры-воспитательницы, в старшем — специальными приспособлениями. В специальных занятиях гимнастикой смешивать упражнения с игровыми моментами, основанными на свободных движениях, нецелесообразно. Опыт показал, что введение таких игровых моментов дезорганизует детей в смысле утраты…

Физическое воспитание в широком понимании включает правильно организованную внешнюю среду. Сюда относятся соответствующий возрасту и физическому состоянию режим дня, рациональное питание, правильная организация сна и бодрствования, правильная организация всех процессов (кормления, укладывания и пр.), использование естественных факторов природы (воздуха, солнца и воды). Во время бодрствования для самостоятельной деятельности детей требуется создание соответствующих условий, а именно:…

При выборе специальных физкультурных мероприятий для ребенка необходимо учитывать особенности его развития, не только возрастные, но и индивидуальные. На каждом возрастном этапе мы можем обнаружить у ребенка реакции двоякого рода: одни — более сильные, преобладающие, обнаруживающие, однако, тенденцию к угасанию, другие — возникающие, еще очень слабые, имеющие тем не менее тенденцию к неуклонному нарастанию. Весь…

Популярное
Новое Прочее