Трудность распознавания абсцесса мозга нередко бывает обусловлена тем, что между его возникновением и клиническим проявлением проходит значительный срок, исчисляемый многими месяцами и годами. Инкапсулированный абсцесс мозга может оставаться в латентном состоянии десятки лет.
Развитие абсцесса при наличии инфекционного очага может быть очень быстрым и даже острейшим. Так как при абсцессе, как и при менингитах разной этиологии, наблюдается менингеальный синдром, то нередко возникают диагностические трудности; они могут также появиться из-за невозможности обнаружить первоисточник абсцесса. При распознавании абсцесса всегда требуется тщательное и всестороннее отоларингологическое и соматическое обследование.
С особой тщательностью необходимо изучить менингеальные симптомы и наблюдающиеся изменения со стороны головного мозга: при абсцессе последние уже в начале заболевания бывают резче выражены, нежели менингеальные симптомы.
При распознавании абсцесса следует учитывать общеинфекционные, общемозговые и очаговые симптомы. Общеинфекционные симптомы зависят не столько от самого абсцесса, сколько от вызвавшей его первопричины. Поэтому характерной для абсцесса температуры нет. Может наблюдаться септический тип, субфебрилитет с большими или меньшими колебаниями, температура часто остается нормальной.
В отношении наиболее частых отогенных абсцессов следует придерживаться мнения М. И. Аствацатурова, что повышение температуры не исключает абсцесса мозга, а отсутствие ее при мозговых симптомах в течении гнойного отита может свидетельствовать о наличии мозгового абсцесса. Напомним, что отсутствие температуры . при туберкулезном менингите является исключением.
Следует учитывать, что даже кратковременное применение антибиотиков может снять температуру, если она наблюдалась, несмотря на то что развитие абсцесса будет продолжаться. В особенности это относится к тем абсцессам, которые под влиянием лечения антибиотиками принимают ремиттирующее течение.
В таких случаях первое проявление очаговых симптомов может быстро сгладиться даже в том случае, если они были достаточно массивными. Последующее развитие болезни иногда и не увязывается с уже бывшим параличом или другими симптомами, которыми клинически проявлялся абсцесс.
В таких случаях последующее возникновение менингеального синдрома дает повод к диагнозу менингита или менингоэнцефалита. Примером такой ошибки является следующее наблюдение.
«Туберкулезный менингит у детей»,
Д.С.Футер Е.В.Прохорович
При участии Т.Б.Шапиро Э.М.Назарова Ф.Я.Грабовой