Гигиена труда и охрана здоровья подростков (Л. Г. Центерова) - Гигиена труда подростков - Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста - Kelechek.ru - Здоровье будущего поколения!

Гигиена труда и охрана здоровья подростков (Л. Г. Центерова)

Главная / Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста / Гигиена труда подростков / Гигиена труда и охрана здоровья подростков (Л. Г. Центерова)

Л. Г. Центерова (1966) нашла, что болезни желудка и двенадцатиперстной кишки встречаются у юношей в 33,5%, у девушек в 16,5%), между тем юноши более адаптированы к условиям среды, чем девушки. Л. Т. Антонова (1968) установила, что между распространением гипертонических состояний у подростков и физическим развитием нет закономерной связи.

По данным Г. П. Сальниковой, среди детей с более высокими показателями физического развития выявлен больший процент респираторных заболеваний и тонзиллитов по сравнению с детьми, у которых эти показатели находятся на низком уровне.

Северные народности, в частности нганасане, которых мы наблюдали в 1958 г. в Заполярье, по своему физическому развитию отстают от подростков центральных районов СССР, однако вследствие адаптации они проявляют исключительную выносливость к холоду по сравнению с теми же контингентами, прибывшими в Заполярье с материка.

Таким образом, процесс акселерации является положительным фактором, так как происходит параллельно улучшению социальных условий жизни, что, естественно, не может не сказаться на улучшении состояния здоровья подростков, поскольку не существует параллелизма между развитием акселерации и процессами адаптации, тем более что механизмы их различны и, следовательно, не должны с этих позиций пересматриваться действующие гигиенические нормативы и законодательство по охране труда подростков.

Меры по оздоровлению и охране труда подростков должны быть направлены, кроме осуществления общих мер по оздоровлению условий труда подростков на производстве и нормировании интенсивности труда, т. е. физических и умственных нагрузок и разработки рационального режима труда и отдыха, на нормирование факторов внешней производственной среды.

Это диктуется не только теоретическими положениями об адаптации и необходимостью ступенчатого перехода подростков к воздействиям таких факторов, как высокая и низкая температура, большая интенсивность лучистой энергии, пыль, шум, вибрация и др., но и тем фактом, что многие действующие нормы оказались в результате повышенной чувствительности подростков к факторам среды не приемлемы для растущего организма.

Одновременно мы не можем исходить из требования «стерильности» внешней производственной среды для подростков, поскольку это может обусловить снижение резистентности организма ко всяким внешним воздействиям на производстве, в результате чего даже безвредные микробы (сапрофиты) при определенных условиях могут стать патогенными и, наоборот, патогенные в фазе резистентности организма могут стать сапрофитами.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Адаптация к воздействиям факторов среды возможна в различных формах и при разных состояниях организма в виде: адаптации, тренировки, акклиматизации и др.; компенсации. Различие указанных форм состоит: в характере воздействия внешней среды; разной длительности воздействия; степени нарушения уравновешенности между средой и организмом; оптимальности адаптационных механизмов и степени сохранности трудоспособности. Адаптацию мы рассматриваем как процесс приспособления организма…

Повышение сопротивляемости и, следовательно, физиологической устойчивости организма подростка возможно путем: тренировки, закаливания; обеспечения условий ступенчатого перехода к интенсивным воздействиям производственной среды или повышенным нагрузкам; ограничения времени работы в неблагоприятных условиях среды; целесообразного использования в некоторых случаях естественных стимуляторов (ультрафиолетовое облучение, применение витаминов и др.). Так, например, при работе в условиях воздействия высоких температур организм теряет…

Мы различаем три фазы в развитии адаптационного процесса у подростков на производстве, которые находят отражение в изменениях порогов действия и, следовательно, чувствительности организма подростков к воздействиям внешней производственной среды. Первая фаза характеризуется понижением порога действия, т. е. повышением чувствительности, и протекает со значительным напряжением всех систем организма, причем чаще заинтересованных, т. е. тех, на которые…

Системы вводной гимнастики и физкультурных пауз на производстве должны включать дифференцированные комплексы применительно к видам труда, профессиям, условиям внешней производственной среды, наличию элементов статического напряжения, вынужденной рабочей позы, принудительного темпа (например, на конвейере) и других специфических условий труда в различных отраслях народного хозяйства. В борьбе с утомлением целесообразно на протяжении смены (там, где это возможно)…

Развитие современной техники вызывает изменения и в характере трудовых процессов вследствие вытеснения из технологических схем тяжелых видов физического труда и возрастания роли умственного труда. Технический прогресс обусловливает огромное увеличение объема информации при теоретических занятиях и производственной практике подростков. В процессе переработки этой информации возрастает значение роли умственного утомления и мер по его преодолению. Однако сближение…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее