Детский церебральный паралич (ДЦП)

Это общее название группы патологических синдромов, раньше — в ЧССР называемых перинатальной энцефалопатией (ПЭ) и иногда также, в более узком понимании, синдромом Литтле или же болезнью Литтле, в случае детской диплегии или тетраплегии. Новое название (ДЦП) для многих педиатров до сих пор непривычно, поскольку при некоторых формах почти никакого паралича не обнаруживают. Название возникло на основе перевода выражения «cerebral palsy» или «die zerebrale Kinder-lahmung».

Оно включает моторные, сенситивные, сенсорные расстройства, нарушения эффективности, интеллекта, характера и некоторые приступообразные явления. Нельзя говорить о нозологической единице, так как этиология поражения весьма разнообразная, часто мультифакторальная и комплексная.

Обычно имеют место поражения, перенесенные на ранней стадии развития, можно даже сказать начиная с развития гаммет и их слияния почти до конца 1-го года жизни ребенка. Поэтому клиника каждого поражения в значительной мере отличается как с точки зрения неврологической симптоматики, так и по течению и прогнозу, что находится в соответствии с разновидностью анатомического субстрата, его локализацией и объемом.

Патогенетически более значительным, по всей вероятности, является время возникновения поражения, чем сам этиологический фактор. Развитие отдельных структур мозга протекает не синхронно и равномерно, некоторые из них созревают раньше, другие позже, их развитие протекает не одинаковыми темпами, и к тому же изменяется — сопровождается эволюционными замедлениями и даже прекращениями развития, которые чередуются с периодами ускорения.

Общепринято, что по отношению к вредности самой чувствительной является структура в период бурного созревания. Ввиду этого разные вредности могут вызывать аналогическую клиническую картину, если их действие ограничивалось во времени па определенном этапе развития.

Кроме того, нет сомнений, что существует специфическая чувствительность определенных структур к определенному качеству вредности. Случается, что патогенный фактор определенного качества поражает в большей мере один тип клеток головного мозга, а другой оставляет почти интактным.

Сложен также вопрос развития функциональной компенсации дефектных структур за счет менее пострадавших или незатронутых формаций, так как развивающийся головной мозг обладает на протяжении определенного времени большой способностью к трансформации и компенсации.


«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

При двигательных осложнениях у новорожденных и грудных детей, т. е. отклонениях тонуса, паретических и дискинетических, применяется восстановительная и медикаментозная терапия. Общепринято, что к лечебно-коррекционной помощи относятся лечебная гимнастика, физиотерапия и трудовая терапия. Для детей грудного возраста трудовую терапию можно называть игровой терапией. В период новорожденности и в грудном возрасте можно уже применять, особенно при периферических…

Ребенок криком выражает свое недовольство тем, что с ним манипулируют и что его приводят в необычные и для него затруднительные позы. Поэтому первые лечебные приемы и первые реабилитационные действия следует приспосабливать к тому, чтобы обеспечить спокойное состояние ребенка. С испуганным, мечущимся и кричащим ребенком очень трудно работать, кроме того, можно предполагать, что при дальнейших «сеансах»…

Итак, принципы моторной лечебно-коррекционной работы, применяемые в период самого раннего детства, можно свести к нескольким пунктам. В отношении реабилитации самым значительным является активное движение, лучше всего с преодолением сопротивления, причем активным считается и рефлекторное движение, т. е. вызванное заведомо рефлекторным путем. Всегда надо исходить из этапа развития пациента, т. е. из моторной и постуральной ситуации,…

С целью реабилитации мы используем установочный рефлекс, пищевые рефлексы, рефлексы отдергивания при болевых ощущениях и наоборот поисковые движения во время обследования и т. п. Таким образом, можно говорить о лечебно-коррекционных приемах, основанных не только на строгих упражнениях, но и на мотивированных или обусловленных в самом широком смысле слова игровой деятельностью, кормлением и пр. Для практических…

Основным проявлением синдрома являются на первом месте нарушения и разного рода отклонения в поведении и успеваемости в школе; кроме того можно обнаружить малые неврологические признаки. Предполагают, что этот синдром имеется приблизительно у 20 % всех детей. Можно сказать, что указанное поражение встречается сравнительно часто, однако нарушения и отклонения не «инвалидизируют» ребенка, в связи, с чем…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее