Роль двигательной активности в развитии организма

Роль двигательной активности в развитии организма можно проследить, начиная с внутриутробного периода. После имплантации оплодотворенной яйцеклетки в стенку матки зародыш начинает производить колебательные движения, стимулирующие его рост и развитие плацентарной ткани.

Родившийся здоровым новорожденный способен к общей некоординированной мышечной деятельности. Эта двигательная активность при правильных воспитательных воздействиях трансформируется в первые акты координированной локомоции — удерживание головы, формирование хватательной функции кисти, переворачивание, ползание и др.

На 2-м году жизни отрабатывается в основном функция ходьбы, на 3-м — координация всех движений. На протяжении антенатального развития необходимо выделить критические периоды, когда сначала эмбрион, а затем плод наиболее чувствительны по отношению к повреждающим факторам.

Первый критический период наблюдается в 12 — 15 нед беременности, когда идет основная закладка органов и тканей. Второй критический период приходится на 26 — 28-ю неделю беременности, когда у плода происходит активное формирование функциональных систем.

К критическим периодам жизни ребенка можно отнести период новорожденности, когда любой инфекционный агент может вызвать генерализованное заболевание; время первого прикорма и переход на новые виды пищи, когда меняется ферментативная активность и часто наблюдаются срывы в системе пищеварения; начало самостоятельной ходьбы, когда с изменением центра тяжести меняется и кровенаполнение внутренних органов, ребенок легко травмируется.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Проницаемость стенок кишечника у детей раннего возраста повышена, что особенно выражено на 1-м году жизни. Это облегчает развитие токсикоза; кишечные инфекции часто сопровождаются нейротоксикозом и поражением сердечно-сосудистой системы. Кишечник сразу после рождения стерилен, но с первых часов после рождения начинается микробное обсеменение, в разных отделах пищеварительного тракта здорового ребенка содержится характерная для них микрофлора. Меньше…

Морфофункциональное развитие нервной системы в антенатальном периоде проходит определенные этапы, связанные с постепенным созреванием разных отделов центральной нервной системы и периферических нервных элементов и совершенствованием их функций. Ребенок после рождения обладает анатомически полным набором структур, однако их окончательное морфологическое созревание и главным образом функциональная активность формируется в постнатальном онтогенезе. Головной мозг является органом, играющим наиболее…

Способ функционирования мозга заключается в восприятии и переработке информации с формированием на заключительном этапе той или иной адекватной реакции. Восприятие идет через рецепторный аппарат и систему анализаторов, переработка осуществляется главным образом с участием лобных долей мозга, адекватная реакция формируется на уровне интегративпых, или так называемых пусковых, систем. В этом сложном комплексе большая роль принадлежит лимбокортикальным…

Мозговая ткань ребенка богата водой, мало содержит лецитина и других белковых веществ. После рождения продолжается изменение формы и величины борозд и извилин; особенно энергично оно происходит в первые 5 лет жизни. Число клеток макроглии в полушариях большого мозга новорожденного такое же, как у взрослого, но по строению они еще незрелые. Созревание клеток коры заканчивается к…

Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Эти качества сохраняются на протяжении всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей. При нормальном развитии ребенка три реакции достигают стадии автоматизма в первые 3 года жизни: хватательная функция кисти — к концу 1-го года…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее