Морфофункциональное изменение сердечно-сосудистой системы

После рождения интенсивно идет морфофункциональное изменение сердечно-сосудистой системы. С перевязкой пуповины прекращается плацентарное кровообращение и начинается функционирование малого круга кровообращения. Поступление крови из легочного ствола в аорту прекращается, постепенно зарастает артериальный (боталлов) проток.

При повышении давления в левом предсердии закрывается клапан овального отверстия и полностью прекращается связь между правой и левой половинами сердца. Наряду с полным разделением большого и малого круга кровообращения создаются и новые условия для развития сердечно-сосудистой системы.

Сердце новорожденного относительно велико, весит 20 — 25 г. Рост сердца у детей идет во всех направлениях, но более энергично увеличивается масса левого желудочка. Нарастание массы идет неравномерно, наиболее интенсивный рост отмечается в первые 2 года жизни. К концу 1-го года жизни первоначальная масса сердца удваивается, а к 2 — 3 годам утраивается.

Положение сердца также меняется. У новорожденных и детей первых 1 1/2 — 2 лет жизни сердце расположено поперечно и более высоко. После 2 лет сердце начинает приобретать косое положение. Этому способствует переход ребенка в вертикальное положение, увеличение легких и грудной клетки, опускание диафрагмы.

Наряду с динамикой массы претерпевает изменение и внутреннее строение — дифференцируется гистоструктура сердечной мышцы, эндокарда и нервной ткани сердца. Миокард детей более чувствителен к различным инфекционным и неинфекционным патогенным агентам и более подвержен повреждениям при заболеваниях.

С другой стороны, пораженный миокард восстанавливается быстрее и полнее, чем у взрослых. Артерии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Хорошо развита капиллярная сеть. Наиболее интенсивный рост сосудов происходит на 1-м году жизни. Пульс ребенка тем чаще, чем моложе ребенок.

Это зависит от превалирующего влияния симпатической иннервации. С возрастом в регуляции сердечной деятельности постепенно возрастает роль блуждающего нерва. Это выражается в замедлении пульса, хотя на протяжении раннего возраста пульс еще значительно чаще, чем у взрослого (у новорожденного 125 — 160 ударов в минуту, у 3-летнего 100 — 110).

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Мозговая ткань ребенка богата водой, мало содержит лецитина и других белковых веществ. После рождения продолжается изменение формы и величины борозд и извилин; особенно энергично оно происходит в первые 5 лет жизни. Число клеток макроглии в полушариях большого мозга новорожденного такое же, как у взрослого, но по строению они еще незрелые. Созревание клеток коры заканчивается к…

Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Эти качества сохраняются на протяжении всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей. При нормальном развитии ребенка три реакции достигают стадии автоматизма в первые 3 года жизни: хватательная функция кисти — к концу 1-го года…

Условнорефлекторные реакции ребенка первых месяцев жизни превращаются постепенно в сложные формы человеческого поведения, неразрывно связанные с активной мыслительной деятельностью. Все вышеизложенное касалось способности совершать какие-то действия, проявлять умения или осуществлять поведенческие акты, т. е. активно действовать. В основе этого лежит состояние возбуждения нервных клеток. Сложные организмы обладают еще одной специфической функцией — прекращения активной деятельности,…

Сущность «встречи двух возбуждений» заключается в том, что, если одномоментно возбуждаются две функциональные системы, то через некоторое время система, менее значимая в данный момент для организма, приходит в состояние торможения. На этом феномене основана работа антагонистических систем: мышц-сгибателей и разгибателей, актов глотания и дыхания и др. У детей данная реакция наблюдается в виде так называемого…

На 2-м году жизни должен активно формироваться навык самостоятельной еды. У ребенка 3-го года жизни для тренировки спокойного ожидания могут быть использованы и физиологические потребности. В этом возрасте ребенок, например, должен уметь спокойно подождать 5 — 6 мин, пока остальные дети, сидящие за столом, закончат есть. На основе физиологической реакции запаздывания формируются волевые качества личности….

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее