Морфофункциональное изменение сердечно-сосудистой системы

После рождения интенсивно идет морфофункциональное изменение сердечно-сосудистой системы. С перевязкой пуповины прекращается плацентарное кровообращение и начинается функционирование малого круга кровообращения. Поступление крови из легочного ствола в аорту прекращается, постепенно зарастает артериальный (боталлов) проток.

При повышении давления в левом предсердии закрывается клапан овального отверстия и полностью прекращается связь между правой и левой половинами сердца. Наряду с полным разделением большого и малого круга кровообращения создаются и новые условия для развития сердечно-сосудистой системы.

Сердце новорожденного относительно велико, весит 20 — 25 г. Рост сердца у детей идет во всех направлениях, но более энергично увеличивается масса левого желудочка. Нарастание массы идет неравномерно, наиболее интенсивный рост отмечается в первые 2 года жизни. К концу 1-го года жизни первоначальная масса сердца удваивается, а к 2 — 3 годам утраивается.

Положение сердца также меняется. У новорожденных и детей первых 1 1/2 — 2 лет жизни сердце расположено поперечно и более высоко. После 2 лет сердце начинает приобретать косое положение. Этому способствует переход ребенка в вертикальное положение, увеличение легких и грудной клетки, опускание диафрагмы.

Наряду с динамикой массы претерпевает изменение и внутреннее строение — дифференцируется гистоструктура сердечной мышцы, эндокарда и нервной ткани сердца. Миокард детей более чувствителен к различным инфекционным и неинфекционным патогенным агентам и более подвержен повреждениям при заболеваниях.

С другой стороны, пораженный миокард восстанавливается быстрее и полнее, чем у взрослых. Артерии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Хорошо развита капиллярная сеть. Наиболее интенсивный рост сосудов происходит на 1-м году жизни. Пульс ребенка тем чаще, чем моложе ребенок.

Это зависит от превалирующего влияния симпатической иннервации. С возрастом в регуляции сердечной деятельности постепенно возрастает роль блуждающего нерва. Это выражается в замедлении пульса, хотя на протяжении раннего возраста пульс еще значительно чаще, чем у взрослого (у новорожденного 125 — 160 ударов в минуту, у 3-летнего 100 — 110).

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Число мочеиспусканий у детей 2 — 3 лет равно 10, в дошкольном возрасте 6 — 7 раз в сутки. Количество выделяемой жидкости зависит от многих причин (количество и качество пищи, выпитой жидкости, температуры помещения и др.). Плотность мочи после рождения относительно высока (1006 — 1018), у детей грудного возраста она падает до 1003 — 1005,…

Слюнные железы Слюнные железы после рождения недостаточно дифференцированы и слюны выделяется мало; ее количество увеличивается, начиная с 3 — 4-месячного возраста. Пищевод у детей раннего возраста относительно длиннее, чем у взрослого и имеет воронкообразную форму. Слизистая оболочка его нежна, богата сосудами, но сухая в связи со слабым развитием слизистых желез. Желудок находится в левом подреберье…

Проницаемость стенок кишечника у детей раннего возраста повышена, что особенно выражено на 1-м году жизни. Это облегчает развитие токсикоза; кишечные инфекции часто сопровождаются нейротоксикозом и поражением сердечно-сосудистой системы. Кишечник сразу после рождения стерилен, но с первых часов после рождения начинается микробное обсеменение, в разных отделах пищеварительного тракта здорового ребенка содержится характерная для них микрофлора. Меньше…

Морфофункциональное развитие нервной системы в антенатальном периоде проходит определенные этапы, связанные с постепенным созреванием разных отделов центральной нервной системы и периферических нервных элементов и совершенствованием их функций. Ребенок после рождения обладает анатомически полным набором структур, однако их окончательное морфологическое созревание и главным образом функциональная активность формируется в постнатальном онтогенезе. Головной мозг является органом, играющим наиболее…

Способ функционирования мозга заключается в восприятии и переработке информации с формированием на заключительном этапе той или иной адекватной реакции. Восприятие идет через рецепторный аппарат и систему анализаторов, переработка осуществляется главным образом с участием лобных долей мозга, адекватная реакция формируется на уровне интегративпых, или так называемых пусковых, систем. В этом сложном комплексе большая роль принадлежит лимбокортикальным…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее