Нарушения возбудимости нервной системы

Положительные воздействия на развитие и поведение ребенка возможны лишь тогда, когда он находится в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, настроение его уравновешенно. Это состояние характеризуется следующими моментами.

  1. Сила ответных реакций соответствует силе раздражителя. Так, на резкий звук или звонок в дверь ребенок отвлекается от игры, бежит к двери; слабый звук может вызвать лишь поворот головы к источнику звука или взгляд на него.
  2. Быстрота реакций ребенка соответствует требованиям окружающей среды. Так, если мы говорим ребенку: «Бежим быстрее через дорогу, пока нет машин», — ребенок подчиняется темпу, который ему предъявляется.
  3. Поведение ребенка соответствует его состоянию.

Если ребенок голоден, он ест хорошо, если устал — спокойно относится к укладыванию в постель.

Исследования Н. И. Красногорского показали, что характер таких реакций связан с изменениями возбудимости центральной нервной системы ребенка, которые являются временными, т. е. фазовыми.

При нарушении оптимального состояния возбудимости происходят изменения либо в сторону повышения возбудимости нервной системы, либо в сторону ее понижения. У здоровых, нормально развитых детей часто возникают временные нарушения возбудимости нервной системы. Однако плач, нарушения в поведении ребенка нельзя считать нормальным возрастным явлением. Они чаще всего возникают в результате неправильных воспитательных подходов к детям, нарушений в организации их жизни, изменений в состоянии здоровья.

Особенно неблагоприятными факторами являются отсутствие условий для активной деятельности, ограничение сенсорных впечатлений. Недостаток информации приводит к снижению возбудимости и восприимчивости ребенка, плохой обучаемости, отставанию в развитии.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Число мочеиспусканий у детей 2 — 3 лет равно 10, в дошкольном возрасте 6 — 7 раз в сутки. Количество выделяемой жидкости зависит от многих причин (количество и качество пищи, выпитой жидкости, температуры помещения и др.). Плотность мочи после рождения относительно высока (1006 — 1018), у детей грудного возраста она падает до 1003 — 1005,…

Слюнные железы Слюнные железы после рождения недостаточно дифференцированы и слюны выделяется мало; ее количество увеличивается, начиная с 3 — 4-месячного возраста. Пищевод у детей раннего возраста относительно длиннее, чем у взрослого и имеет воронкообразную форму. Слизистая оболочка его нежна, богата сосудами, но сухая в связи со слабым развитием слизистых желез. Желудок находится в левом подреберье…

Проницаемость стенок кишечника у детей раннего возраста повышена, что особенно выражено на 1-м году жизни. Это облегчает развитие токсикоза; кишечные инфекции часто сопровождаются нейротоксикозом и поражением сердечно-сосудистой системы. Кишечник сразу после рождения стерилен, но с первых часов после рождения начинается микробное обсеменение, в разных отделах пищеварительного тракта здорового ребенка содержится характерная для них микрофлора. Меньше…

Морфофункциональное развитие нервной системы в антенатальном периоде проходит определенные этапы, связанные с постепенным созреванием разных отделов центральной нервной системы и периферических нервных элементов и совершенствованием их функций. Ребенок после рождения обладает анатомически полным набором структур, однако их окончательное морфологическое созревание и главным образом функциональная активность формируется в постнатальном онтогенезе. Головной мозг является органом, играющим наиболее…

Способ функционирования мозга заключается в восприятии и переработке информации с формированием на заключительном этапе той или иной адекватной реакции. Восприятие идет через рецепторный аппарат и систему анализаторов, переработка осуществляется главным образом с участием лобных долей мозга, адекватная реакция формируется на уровне интегративпых, или так называемых пусковых, систем. В этом сложном комплексе большая роль принадлежит лимбокортикальным…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее