Специальные занятия по физическому воспитанию детей 1-го года жизни (Активные движения)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Физическое воспитание детей в доме ребенка / Специальные занятия по физическому воспитанию детей 1-го года жизни (Активные движения)

Активные движения основываются на наличии врожденных рефлексов — кожно-мышечных, положения. В комплексы включаются так называемые рефлекторные упражнения. Они вызывают активное напряжение мышц, четкую ответную двигательную реакцию и позволяют строго дозировать мышечную нагрузку.

Примером может служить рефлекторное разгибание позвоночника (спинной рефлекс):
в положении ребенка на боку проводят двумя пальцами вдоль позвоночника в направлении от ягодиц к плечевому поясу, это вызывает активное разгибание позвоночника и способствует укреплению мышц спины и шеи.

При отсутствии у ребенка того или другого безусловного рефлекса или при вялом его проявлении, когда рефлекторное движение может и не образоваться, следует временно ограничиться поглаживающим массажем конечностей, живота и спины, который активизирует дыхание, кровообращение и тканевой обмен.

В 3 — 4 мес у детей наблюдается исчезновение физиологической гипертонии сгибателей мышц рук. В комплексы физических упражнений вводятся, кроме поглаживающего массажа, растирание и разминание. В связи с установившимся тонусом сгибателей и разгибателей мышц верхних конечностей вводят пассивные упражнения для рук (скрещивание их на груди и разведение в стороны).

Применение пассивных упражнений позволяет точно и правильно воспроизвести движение, приложить нужное усилие, получить определенный физиологический эффект.

В этом возрасте безусловные рефлексы (кожно-мышечные и рефлексы положения) еще четко выражены, поэтому в комплексы включают также соответствующие упражнения рефлекторного характера.

В целях стимуляции своевременного и более совершенного развития условных двигательных реакций, а также для усиления функции дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем в комплексы включаются соответствующие активно-пассивные упражнения, например поворот со спины на живот, переступание. Эти движения выполняются ребенком с помощью взрослых.

Возраст от 4 до 6 мес характеризуется установлением равновесия между сгибателями и разгибателями мышц ног, укреплением передних шейных мышц. В комплексы упражнений вводятся пассивные упражнения для ног, применяются активные рефлекторные упражнения (на основе рефлексов положения): разгибание И сгибание туловища на весу с поддержкой.

Рекомендуются активные упражнения при помощи взрослого; присаживание за руки, перешагивание при поддержке под мышки и за руки.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

При воспитании детей этого возраста большое внимание должно быть уделено организации режима дня, правильной методике гигиенического ухода. От условий воспитания и воздействия взрослого, а также от индивидуальных особенностей ребенка зависят темп и последовательность развития движений. Очень важно при воспитании ребенка 1-го года жизни обеспечить его положительное эмоциональное состояние. Бодрое, радостное настроение является одним из условий…

Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Его производят варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Руки и ноги обтирают, слегка массируют кожу по направлению от пальцев к туловищу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: руки, грудь, живот и спина. Собственно влажное обтирание продолжается 1 — 2 мин. Сразу после него кожу…

Самостоятельная деятельность наименее утомительна из всех форм двигательной активности детей. Важно с первых недель жизни ребенка создавать оптимальные условия для его двигательной активности. Дети в возрасте от 1 1/2 до 6 мес все часы бодрствования должны проводить в манеже достаточных размеров (из расчета 0,5 м2 на 1 ребенка), снабженном игрушками соответственно возрасту. Одежда не должна…

Более сильное действие производит обливание, так как при нем вода действует не только температурой, но и давлением своей массы. Его осуществляют из ковша емкостью 1,5 — 2 л так, чтобы сразу смочить всю обливаемую поверхность. Ковш держат над обливаемым участком тела. При обливании ног обычно смачивают нижнюю половину голеней и стопы, при обливании рук —…

Во втором квартале жизни нужно способствовать подготовке к ползанию: формировать умение лежать на животе, поворачиваться со спины на живот, развивать упор ног. В возрасте 3 — 4 мес ребенок начинает стоять при поддержке под мышки. Взрослый должен несколько раз в течение дня при переодевании брать ребенка на руки, придавать ему вертикальное положение, ставить на твердую…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее