Организация педагогической работы в домах ребенка

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Педагогическая работа в доме ребенка / Организация педагогической работы в домах ребенка

При организации педагогической работы в домах ребенка необходимо опираться на закономерности нервно-психического развития детей раннего возраста. Задачи воспитания детей раннего возраста в домах ребенка вытекают из общих задач коммунистического воспитания — физического, умственного, нравственного и эстетического.

Это охрана здоровья детей, в том числе их нервной системы, обеспечение нормального, гармоничного физического развития, нормального умственного развития (память, внимание, мышление, речь, сенсорное развитие, игра, конструктивная и изобразительная деятельность), эстетического и нравственного развития, обеспечение выполнения ими правил поведения, привитие культурно-гигиенических навыков, формирование личности.

Нормальное развитие и уравновешенное поведение детей возможно лишь при четком выполнении всех разделов воспитательно-оздоровительной работы и в первую очередь режима и режимных процессов.

Важным средством, обеспечивающим физическое и умственное развитие детей, является организация самостоятельной деятельности и обучение. До 1 1/2 лет дети мало и редко бывают вне учреждения, поэтому обогащение их впечатлениями осуществляется воспитателем на занятиях и во время игры. На 2 — 3-м году жизни возможность самостоятельно ходить расширяет кругозор ребенка, позволяет ему больше общаться с окружающим миром. В этом возрасте наряду с обучением на занятиях многое дают детям прогулки, активное общение с природой, наблюдение за трудом взрослых, игрой старших детей, движением транспорта и др.

Ценность прогулки и в том, что дети могут удовлетворить потребность в движениях. Смена обстановки и характера деятельности способствует предупреждению утомления. Сам выход на прогулку уже следует расценивать как смену деятельности детей: они рассредоточиваются на участке, отдыхают друг от друга, играют игрушками, которых нет в помещении.

Очень хорошо, когда дети гуляют не только на своем участке, но и выходят за пределы территории дома ребенка.

Это облегчает тренировку их адаптационных механизмов и способствует расширению кругозора.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Организация бодрствования детей в помещении также должна быть направлена на смену характера их деятельности, разобщенность детей (для чего используются все помещения группы), удовлетворение потребности в движениях и обогащение впечатлениями. Главной причиной нарушения поведения детей является неправильная организация бодрствования. Необходимо методически верно руководить детьми. Должно быть достаточное количество разнообразных игрушек, соответствующих возрасту детей; их надо правильно…

Ребенок 2-го года жизни очень эмоционален. Эмоции разнообразны и играют большую роль в развитии. У ребенка этого возраста формируются сложные функции мозга, развивается память, внимание, ориентировочная деятельность. В то же время у него недостаточно развито внутреннее торможение, ребенку трудно сдержать себя, выразить и высказать свои желания. Это может привести к возбуждению, неадекватному поведению и нередко…

Удельный вес обучения детей на занятиях в режиме дня очень мал, но значение занятий очень велико, так как они проводятся систематически и целенаправленно. Длительность занятий, число детей, место и время проведения различны в зависимости от возраста детей и уровня их развития. Занятия должны проводиться во всех возрастных группах, начиная с 1 1/2 — 2 мес….

С ребенком можно говорить о том, чего сейчас нет, опираясь на его прошлый опыт. Ему надо рассказывать короткие и простые рассказы, потешки, четверостишия. Для расширения кругозора надо называть все, что видит ребенок на прогулке, при рассматривании книг, из окна, во время экскурсии по комнате. Вопросы взрослого к ребенку во время наблюдений побуждают его пользоваться речью,…

Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка. «Все в этом возрасте формируется впервые, всему ребенок должен научиться» (Н. М. Щелованов). Уход за ребенком и целенаправленное воспитание начинается с первых дней жизни. Особенностью детей 1-го года жизни является большая зависимость развития от воздействия взрослого человека. Общение со взрослыми — необходимая потребность детей уже в…

Популярное
Новое Прочее