Организация педагогической работы в домах ребенка

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Педагогическая работа в доме ребенка / Организация педагогической работы в домах ребенка

При организации педагогической работы в домах ребенка необходимо опираться на закономерности нервно-психического развития детей раннего возраста. Задачи воспитания детей раннего возраста в домах ребенка вытекают из общих задач коммунистического воспитания — физического, умственного, нравственного и эстетического.

Это охрана здоровья детей, в том числе их нервной системы, обеспечение нормального, гармоничного физического развития, нормального умственного развития (память, внимание, мышление, речь, сенсорное развитие, игра, конструктивная и изобразительная деятельность), эстетического и нравственного развития, обеспечение выполнения ими правил поведения, привитие культурно-гигиенических навыков, формирование личности.

Нормальное развитие и уравновешенное поведение детей возможно лишь при четком выполнении всех разделов воспитательно-оздоровительной работы и в первую очередь режима и режимных процессов.

Важным средством, обеспечивающим физическое и умственное развитие детей, является организация самостоятельной деятельности и обучение. До 1 1/2 лет дети мало и редко бывают вне учреждения, поэтому обогащение их впечатлениями осуществляется воспитателем на занятиях и во время игры. На 2 — 3-м году жизни возможность самостоятельно ходить расширяет кругозор ребенка, позволяет ему больше общаться с окружающим миром. В этом возрасте наряду с обучением на занятиях многое дают детям прогулки, активное общение с природой, наблюдение за трудом взрослых, игрой старших детей, движением транспорта и др.

Ценность прогулки и в том, что дети могут удовлетворить потребность в движениях. Смена обстановки и характера деятельности способствует предупреждению утомления. Сам выход на прогулку уже следует расценивать как смену деятельности детей: они рассредоточиваются на участке, отдыхают друг от друга, играют игрушками, которых нет в помещении.

Очень хорошо, когда дети гуляют не только на своем участке, но и выходят за пределы территории дома ребенка.

Это облегчает тренировку их адаптационных механизмов и способствует расширению кругозора.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи: ребенок находит взглядом источник звука, длительно рассматривает привлекший внимание предмет, картину, яркое пятно, другого ребенка. Это лежит в основе формирования способности наблюдать и общения детей друг с другом. В 4 — 5 мес ребенок способен различать интонацию обращенной к нему речи, мелодию (плясовую, спокойную), голос знакомых и незнакомых взрослых,…

Воспитательница, организуя самостоятельную деятельность и игру, наблюдение за окружающим, рассматривание книг, общение, обеспечивает уравновешенное состояние нервной системы детей, их бодрое настроение, особое внимание уделяет развитию познавательной и двигательной активности. Она поддерживает порядок во время игры и предлагает это же делать детям, следит за позой детей во время игры на полу и за столом, за их…

Ребенок гулит часто и подолгу в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки и др. Если ребенок слышит голос взрослого, гуление становится более длительным и разнообразным. Обязательным условием для гуления является хорошее самочувствие и положительное эмоциональное состояние ребенка. К 5 — 6 мес ребенок начинает произносить согласные звуки…

Ведущая роль в организации самостоятельной деятельности детей принадлежит взрослому не только в помещении, но и при проведении прогулки. Прогулка является средством закаливания детей, но одновременно это средство умственного и физического развития. Во время прогулки воспитательница занимается с детьми, организует игры, наблюдение за окружающим, проводит подвижные игры, создает условия для двигательной активности. Показатели правильной организации деятельности…

Насильное усаживание еще не умеющего садиться ребенка ведет к нарушению его осанки и поведения. К 7 мес ребенок хорошо ползает. Это меняет поведение ребенка, он становится более активным и самостоятельным, начинает ориентироваться в окружающем. Ребенок может приблизиться ко всему, что раньше было удалено; это расширяет его кругозор, способствует познанию пространства. Ползание положительно влияет на физическое…

Популярное
Новое Прочее