Физическое воспитание детей в доме ребенка

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Физическое воспитание детей в доме ребенка

Основными задачами физического воспитания детей раннего возраста являются укрепление здоровья, обеспечение оптимального физического развития, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков и основных движений (ходьба, бег, лазание, прыжки и метание), а также воспитание физических качеств (быстрота, ловкость, сила, выносливость и др.).

Физическое воспитание способствует выработке у детей привычки к специальным занятиям физическими упражнениями, прививает любовь к спорту. Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, закаливающие факторы.

Очень большое значение в раннем возрасте имеет рациональный общий режим и двигательный режим.

В доме ребенка физическое воспитание детей раннего возраста осуществляется в соответствии с программой воспитания в доме ребенка, выполнение требований которой предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояние их здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Принципы физического воспитания детей первых 3 лет жизни базируются на закономерностях их физического и нервно-психического развития. По мере развития и дифференцировки центральной нервной системы (ее созревания) у ребенка появляются статические и двигательные функции, возникновение и упрочение которых определяется как внутренними, так и внешними факторами.

Движения новорожденного ограничены инстинктивными движениями скелетных мышц. Все произвольные движения формируются при жизни ребенка под влиянием внешних воздействий. Существенное значение при этом имеет состояние органов чувств ребенка, воспринимающих влияния окружающей среды (к моменту рождения ребенка органы чувств развиты больше, чем движения).


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Во втором квартале жизни нужно способствовать подготовке к ползанию: формировать умение лежать на животе, поворачиваться со спины на живот, развивать упор ног. В возрасте 3 — 4 мес ребенок начинает стоять при поддержке под мышки. Взрослый должен несколько раз в течение дня при переодевании брать ребенка на руки, придавать ему вертикальное положение, ставить на твердую…


Более сильное действие производит обливание, так как при нем вода действует не только температурой, но и давлением своей массы. Его осуществляют из ковша емкостью 1,5 — 2 л так, чтобы сразу смочить всю обливаемую поверхность. Ковш держат над обливаемым участком тела. При обливании ног обычно смачивают нижнюю половину голеней и стопы, при обливании рук —…


Специальные занятия по физическому воспитанию детей 1-го года жизни заключаются в проведении массажа и гимнастики, которые включаются в режим дня. Комплексы занятий массажем и гимнастикой для детей 1-го года жизни составляются врачом индивидуально для каждого ребенка, исходя из уровня его развития и состояния здоровья. Массаж — это механическое воздействие специальными приемами (поглаживание, поколачивание, растирание, разминание…


Их не следует проводить раньше, чем через 30 — 40 мин после еды. Температура воды для детей до 1 года составляет 37 — 36 °С, старше года — 36 — 35 °С, продолжительность ванны 10 мин. По мере тренировки температура воды в ванне не снижается. Закаливающее действие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой температуры на 2°С…


Активные движения основываются на наличии врожденных рефлексов — кожно-мышечных, положения. В комплексы включаются так называемые рефлекторные упражнения. Они вызывают активное напряжение мышц, четкую ответную двигательную реакцию и позволяют строго дозировать мышечную нагрузку.Примером может служить рефлекторное разгибание позвоночника (спинной рефлекс): в положении ребенка на боку проводят двумя пальцами вдоль позвоночника в направлении от ягодиц к плечевому…


Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной деятельности детей. Неправильно требовать чтобы дети при этом спокойно лежали, укладывать их для солнечной ванны на подстилки и поворачивать через определенное время: здоровым детям трудно лежать спокойно во время бодрствования, кроме того, время солнечной ванны должно использоваться для психического развития в игре, знакомства с окружающим. Детям обязательно…


Широко используются упражнения под счет (воспитание двигательных условных рефлексов на звуковой ориентир), благодаря которым обеспечивается ритмичность движений ребенка. В комплекс включается массаж для верхних и нижних конечностей, спины, живота, груди. Используются поглаживание, растирание, разминание. Каждый прием массажа отдельных частей тела всегда начинается и кончается поглаживанием. Новые физические упражнения и приемы массажа вводятся в комплекс постепенно,…


При занятиях плаванием с детьми грудного возраста необходимо строго осуществлять медицинский контроль за динамикой состояния здоровья детей, их реакцией на пребывание в воде и после купания. Важно в каждом конкретном случае, исходя из условий работы дома ребенка, продумать, как включить плавание в режим дня, чтобы обеспечить возможность проведения всех других режимных моментов. Опыт показывает, что…


Для повышения активности и заинтересованности ребенка используют простейшие пособия — кольца, палочки. В занятия следует включать в возрастающем количестве активные упражнения, т. е. движения, которые выполняются детьми с небольшой помощью взрослых или даже самостоятельно; круговые движения руками; поднимание выпрямленных ног; ползание на животе или на четвереньках и др. Занятия физическими упражнениями с детьми 1-го года…


Для удобства планирования работы по закаливанию приводим мероприятия по закаливанию детей в течение дня в зависимости от возраста. 1 — 3 мес. Температура в помещении 22°С. Обязательный сон на воздухе при температуре от — 15 до 30°С. Во время пеленания и массажа воздушная ванна 5 — 6 мин. Подмывание, умывание, водой температуры 28°С. Общая ванна…


Популярное
Новое Прочее