Физическое воспитание детей в доме ребенка

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Физическое воспитание детей в доме ребенка

Основными задачами физического воспитания детей раннего возраста являются укрепление здоровья, обеспечение оптимального физического развития, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков и основных движений (ходьба, бег, лазание, прыжки и метание), а также воспитание физических качеств (быстрота, ловкость, сила, выносливость и др.).

Физическое воспитание способствует выработке у детей привычки к специальным занятиям физическими упражнениями, прививает любовь к спорту. Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, закаливающие факторы.

Очень большое значение в раннем возрасте имеет рациональный общий режим и двигательный режим.

В доме ребенка физическое воспитание детей раннего возраста осуществляется в соответствии с программой воспитания в доме ребенка, выполнение требований которой предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояние их здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Принципы физического воспитания детей первых 3 лет жизни базируются на закономерностях их физического и нервно-психического развития. По мере развития и дифференцировки центральной нервной системы (ее созревания) у ребенка появляются статические и двигательные функции, возникновение и упрочение которых определяется как внутренними, так и внешними факторами.

Движения новорожденного ограничены инстинктивными движениями скелетных мышц. Все произвольные движения формируются при жизни ребенка под влиянием внешних воздействий. Существенное значение при этом имеет состояние органов чувств ребенка, воспринимающих влияния окружающей среды (к моменту рождения ребенка органы чувств развиты больше, чем движения).


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Занятия гимнастикой и массажем проводятся за 30 — 40 мин до еды. У детей 1-го года жизни занятия желательно проводить в первую половину дня. С детьми 2-го и 3-го года жизни занятия проводят через 30 мин после завтрака или во второй отрезок бодрствования после полдника. Продолжительность занятия определяется особенностями высшей нервной деятельности ребенка раннего возраста,…


Большую роль в закаливании воздухом вне помещения играет прогулка. Важно правильно одеть и обуть детей соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить свободу движений и необходимый тепловой комфорт. При температуре воздуха от 6 до — 2°С дети должны быть одеты в четырехслойную одежду — белье, платье, трикотажную кофту (свитер), колготки и рейтузы, куртку или демисезонное пальто…


При воспитании детей этого возраста большое внимание должно быть уделено организации режима дня, правильной методике гигиенического ухода. От условий воспитания и воздействия взрослого, а также от индивидуальных особенностей ребенка зависят темп и последовательность развития движений. Очень важно при воспитании ребенка 1-го года жизни обеспечить его положительное эмоциональное состояние. Бодрое, радостное настроение является одним из условий…


Использование воды в гигиенических целях и для проведения специальных закаливающих процедур начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местные обтирания, обливание), затем переходят к смачиванию всего тела (общее обтирание, обливание). Температуру воды снижают постепенно: при местном воздействии, начиная с 30 °С, через каждые 1 — 2 дня ее снижают на 2 С…


Самостоятельная деятельность наименее утомительна из всех форм двигательной активности детей. Важно с первых недель жизни ребенка создавать оптимальные условия для его двигательной активности. Дети в возрасте от 1 1/2 до 6 мес все часы бодрствования должны проводить в манеже достаточных размеров (из расчета 0,5 м2 на 1 ребенка), снабженном игрушками соответственно возрасту. Одежда не должна…


Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Его производят варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Руки и ноги обтирают, слегка массируют кожу по направлению от пальцев к туловищу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: руки, грудь, живот и спина. Собственно влажное обтирание продолжается 1 — 2 мин. Сразу после него кожу…


Во втором квартале жизни нужно способствовать подготовке к ползанию: формировать умение лежать на животе, поворачиваться со спины на живот, развивать упор ног. В возрасте 3 — 4 мес ребенок начинает стоять при поддержке под мышки. Взрослый должен несколько раз в течение дня при переодевании брать ребенка на руки, придавать ему вертикальное положение, ставить на твердую…


Более сильное действие производит обливание, так как при нем вода действует не только температурой, но и давлением своей массы. Его осуществляют из ковша емкостью 1,5 — 2 л так, чтобы сразу смочить всю обливаемую поверхность. Ковш держат над обливаемым участком тела. При обливании ног обычно смачивают нижнюю половину голеней и стопы, при обливании рук —…


Специальные занятия по физическому воспитанию детей 1-го года жизни заключаются в проведении массажа и гимнастики, которые включаются в режим дня. Комплексы занятий массажем и гимнастикой для детей 1-го года жизни составляются врачом индивидуально для каждого ребенка, исходя из уровня его развития и состояния здоровья. Массаж — это механическое воздействие специальными приемами (поглаживание, поколачивание, растирание, разминание…


Их не следует проводить раньше, чем через 30 — 40 мин после еды. Температура воды для детей до 1 года составляет 37 — 36 °С, старше года — 36 — 35 °С, продолжительность ванны 10 мин. По мере тренировки температура воды в ванне не снижается. Закаливающее действие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой температуры на 2°С…


Популярное
Новое Прочее