Гигиена труда и охрана здоровья подростков (Адаптация к воздействиям факторов среды)

Главная / Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста / Гигиена труда подростков / Гигиена труда и охрана здоровья подростков (Адаптация к воздействиям факторов среды)

Адаптация к воздействиям факторов среды возможна в различных формах и при разных состояниях организма в виде:

  • адаптации, тренировки, акклиматизации и др.;
  • компенсации.

Различие указанных форм состоит:

  • в характере воздействия внешней среды;
  • разной длительности воздействия;
  • степени нарушения уравновешенности между средой и организмом;
  • оптимальности адаптационных механизмов и степени сохранности трудоспособности.

Адаптацию мы рассматриваем как процесс приспособления организма подростка к различным видам труда и факторам производственной среды, при которых функциональные сдвиги в процессе трудовой деятельности нормализуются на новом физиологическом уровне, при оптимальном состоянии трудоспособности.

Компенсация не идентична понятию адаптации. Это процесс приспособления организма подростков к экстремальным воздействиям среды и физическим и умственным нагрузкам, вызывающим отрицательные функциональные изменения или же патологические нарушения, при которых организм мобилизует резервные защитные механизмы.

Трудоспособность при этом сохраняется на сниженном функциональном уровне и требует обеспечения облегченных условий труда. Адаптация является динамическим процессом и характеризуется фазовостью изменений.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Мы различаем три фазы в развитии адаптационного процесса у подростков на производстве, которые находят отражение в изменениях порогов действия и, следовательно, чувствительности организма подростков к воздействиям внешней производственной среды. Первая фаза характеризуется понижением порога действия, т. е. повышением чувствительности, и протекает со значительным напряжением всех систем организма, причем чаще заинтересованных, т. е. тех, на которые…

Повышение сопротивляемости и, следовательно, физиологической устойчивости организма подростка возможно путем: тренировки, закаливания; обеспечения условий ступенчатого перехода к интенсивным воздействиям производственной среды или повышенным нагрузкам; ограничения времени работы в неблагоприятных условиях среды; целесообразного использования в некоторых случаях естественных стимуляторов (ультрафиолетовое облучение, применение витаминов и др.). Так, например, при работе в условиях воздействия высоких температур организм теряет…

Развитие современной техники вызывает изменения и в характере трудовых процессов вследствие вытеснения из технологических схем тяжелых видов физического труда и возрастания роли умственного труда. Технический прогресс обусловливает огромное увеличение объема информации при теоретических занятиях и производственной практике подростков. В процессе переработки этой информации возрастает значение роли умственного утомления и мер по его преодолению. Однако сближение…

Системы вводной гимнастики и физкультурных пауз на производстве должны включать дифференцированные комплексы применительно к видам труда, профессиям, условиям внешней производственной среды, наличию элементов статического напряжения, вынужденной рабочей позы, принудительного темпа (например, на конвейере) и других специфических условий труда в различных отраслях народного хозяйства. В борьбе с утомлением целесообразно на протяжении смены (там, где это возможно)…

Исследования М. Г. Бабаджанян и А. М. Волкова (1960), показавшие, что отношение показателя усилия при опиловке у подростков одного и того же стажа обучения величина постоянная и не зависит от их возраста; при сравнении времени, необходимого на изготовление одних и тех же инструментов, несмотря на одинаково успешное развитие трудовых навыков, в результате различной выносливости подростки…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее