Основы врачебного контроля за физическим воспитанием подростков (Гипертоническая реакция)

Главная / Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста / Основы физического воспитания подростков / Основы врачебного контроля за физическим воспитанием подростков (Гипертоническая реакция)

Гипертоническая реакция может быть обусловлена физическим перенапряжением, перетренировкой. Дистонический тип реакции на мышечную нагрузку может наблюдаться при выраженной неустойчивости сосудистого тонуса.

Пульс в связи с высоким систолическим давлением и низким диастолическим становится быстрым и высоким, пульсовое давление значительно увеличивается. Отмечаемое при этом понижение тонуса прекапиллярной сосудистой системы компенсируется увеличением частоты и силы сердечных сокращений.

Реакция со ступенчатым подъемом артериального давления характеризуется относительным снижением систолического давления на 1-й минуте после нагрузки с увеличением его на 2—3-й минуте восстановительного периода. Такой тип реакции, так же как и дистонический, может явиться признаком ослабления функциональной приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физическим напряжениям при недостаточной тренированности и утомлении.

Время восстановления пульса и артериального давления при перечисленных выше атипичных реакциях замедляется. Подростки с атипичными реакциями на динамическую функциональную пробу должны быть взяты под динамическое врачебное наблюдение, режим физической активности у них должен расширяться строго постепенно.

Как исходные показатели, так и реакция на физическую нагрузку при функциональной пробе в значительной степени зависят от тренированности организма. Так, у здоровых, но не тренированных подростков, на почве гиподинамии может обнаруживаться астенический тип реакции.

Такой же тип реакции характерен для реконвалесцентов после перенесенных заболеваний. Астенический тип реакции может также наблюдаться в далеко зашедших случаях гипертонической болезни.

Вместе с тем у подростков с выраженными отклонениями в состоянии сердечно-сосудистой системы, например при клапанных пороках сердца, при достаточной тренированности часто обнаруживается нормотонический или приближающийся к нему тип реакции. Таким образом, функциональная проба, взятая в отдельности, не может служить основанием для суждения о состоянии сердечно-сосудистой системы.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Благоприятное влияние физических упражнений на организм подростков будет только в том случае, если соблюдаются гигиенические требования к построению режима дня, тщательно выполняются правила личной и общественной гигиены. Режим дня Организация рационального режима имеет огромное значение, так как подчиняет жизнь определенному ритму, создает благоприятные условия для функционирования как отдельных органов и систем, так и всего организма…

При определении больных подростков в специальную медицинскую группу необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления или предотвращения обострений. Следует учитывать клиническую особенность течения заболевания, его характер, выраженность общих расстройств и местных проявлений, преобладание тех или иных симптомов. Необходимо учитывать также прогноз заболевания. Например, у подростков с туберкулезной интоксикацией, слабым физическим…

С подростками, занятыми во вторую смену, следует проводить тренировочные занятия утром с тем, чтобы закончить тренировку за 1 1/2—2 часа до начала занятий или работы. В обоих случаях между учебой и тренировочными занятиями должен быть разрыв около 2 часов для обязательного приема пищи и отдыха юного спортсмена. Вечером тренировочные занятия не должны проводиться позднее 19—20…

Всестороннее врачебное обследование должно способствовать дифференцированному подходу к ослабленным и больным подросткам и правильному решению вопроса их физического воспитания. Очень важно при этом ознакомление с эпикризами и заключениями лечебных учреждений, где ослабленные и больные подростки ранее проходили обследование, это создает преемственность в этапах наблюдения. Определение подростков в специальную медицинскую группу может носить как временный, так…

Режим дня должен строиться строго индивидуально. Однако имеются общие положения, которые должны быть положены в основу правильного построения режима дня юного спортсмена. На наш взгляд, такими общими положениями являются: соответствие возрастным возможностям и состоянию здоровья; соответствие уровню физической подготовленности и тренированности организма; чередование отдельных режимных моментов, обеспечивающих высокую работоспособность на протяжении всего дня, недели, года;…

Популярное
Новое Прочее