Основы физического воспитания подростков

Главная / Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста / Основы физического воспитания подростков

Основными задачами физического воспитания являются:

  • обеспечение всестороннего физического развития, укрепление здоровья и совершенствование функциональных возможностей организма;
  • формирование и совершенствование основных двигательных навыков и умений, развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости;
  • развитие волевых и моральных качеств, воспитание дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества;
  • воспитание рациональных гигиенических навыков, овладение знаниями по гигиене физических упражнений и самоконтролю.

Практическое выполнение перечисленных задач тесно связано между собой. Однако ведущим является принцип оздоровительной направленности советского физического воспитания. Независимо от того, с какой целью и для решения каких задач проводится физическое воспитание молодежи, всегда должно быть обеспечено положительное влияние на организм подростка, его состояние здоровья и физическое развитие.

Многолетний опыт физического воспитания молодежи в СССР позволил разработать учебные нормативы показателей физической подготовленности, применяемых в различных учебных заведениях, а также нормы и требования комплексов БГТО, ГТО и разрядные требования единой всесоюзной спортивной классификации.

Нормы Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» являются основой советской системы физического воспитания. За последнее время в нашей стране разработаны единые нормативы показателей физического воспитания и создан комплекс физического совершенства «Готов к труду и защите Родины».

Новый комплекс охватывает различные возрастные группы населения (от 16 до 60 лет) и позволяет обеспечить последовательное повышение и сохранение уровня физической подготовленности человека, а затем длительное поддержание этого уровня.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Показателем физической работоспособности может служить также PWCVC2max, т. е. мощность работы в ваттах при максимальном поглощении кислорода. Для точного определения МПК требуется применение постепенно возрастающих нагрузок, вплоть до максимальной. Для менее трудоемкого, легче переносимого определения МПК, разработаны специальные методики (Astrand, 1952; Rhyming, Sjostrand, 1954, и др.), в которых применяются нагрузки субмаксимальной (т. е. нагрузки ниже…


Определение МПК позволяет ответить только на вопрос, каковы функциональные резервы сердечно-легочной системы, не устанавливая наличия или характера патологических изменений. Например, у спортсменов, несмотря на заболевание сердца или легких, функциональные резервы могут быть относительно высокими, а у нетренированного человека при отсутствии болезни они могут быть сниженными. Максимальное поглощение кислорода у высокотренированных спортсменов приближается к 6 л/мин….


По данным Taylor (1960), у лиц с одинаковым уровнем физической активности в течение года коэффициент воспроизводимости был равен 0,95. Описаны различные методики прямого определения МПК с возрастающей нагрузкой, различающиеся видом нагрузки (бег на тредбане, педалирование велоэргометра, работа на ручном эргометре и др.), положением тела (работа в положении сидя, лежа и др.), мощностью работы на каждом…


Правильное распределение подростков па группы для осуществления физического воспитания является важным разделом работы врача, требует клинических и специальных знаний в области врачебного контроля за физическим воспитанием. В соответствии с положением о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР подростки распределяются по состоянию здоровья на основную, подготовительную и специальную медицинские группы. К основной группе относятся подростки…


Благоприятное влияние физических упражнений на организм подростков будет только в том случае, если соблюдаются гигиенические требования к построению режима дня, тщательно выполняются правила личной и общественной гигиены. Режим дня Организация рационального режима имеет огромное значение, так как подчиняет жизнь определенному ритму, создает благоприятные условия для функционирования как отдельных органов и систем, так и всего организма…


Физическое воспитание подростков специальной медицинской группы должно осуществляться по особо разработанной программе. В последние годы доказана целесообразность дифференциации специальной медицинской группы на две подгруппы — на подростков, для которых физическое воспитание может осуществляться в условиях обычного режима учебного заведения путем организации особых групповых занятий (наибольшая группа), и подростков, нуждающихся в занятиях лечебной физкультурой в лечебно-профилактических…


С подростками, занятыми во вторую смену, следует проводить тренировочные занятия утром с тем, чтобы закончить тренировку за 1 1/2—2 часа до начала занятий или работы. В обоих случаях между учебой и тренировочными занятиями должен быть разрыв около 2 часов для обязательного приема пищи и отдыха юного спортсмена. Вечером тренировочные занятия не должны проводиться позднее 19—20…


При определении больных подростков в специальную медицинскую группу необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления или предотвращения обострений. Следует учитывать клиническую особенность течения заболевания, его характер, выраженность общих расстройств и местных проявлений, преобладание тех или иных симптомов. Необходимо учитывать также прогноз заболевания. Например, у подростков с туберкулезной интоксикацией, слабым физическим…


Режим дня должен строиться строго индивидуально. Однако имеются общие положения, которые должны быть положены в основу правильного построения режима дня юного спортсмена. На наш взгляд, такими общими положениями являются: соответствие возрастным возможностям и состоянию здоровья; соответствие уровню физической подготовленности и тренированности организма; чередование отдельных режимных моментов, обеспечивающих высокую работоспособность на протяжении всего дня, недели, года;…


Всестороннее врачебное обследование должно способствовать дифференцированному подходу к ослабленным и больным подросткам и правильному решению вопроса их физического воспитания. Очень важно при этом ознакомление с эпикризами и заключениями лечебных учреждений, где ослабленные и больные подростки ранее проходили обследование, это создает преемственность в этапах наблюдения. Определение подростков в специальную медицинскую группу может носить как временный, так…


Популярное
Новое Прочее