Инертность процесса возбуждения

Существенным функциональным свойством зрительного анализатора является инертность процесса возбуждения, выражающаяся в форме «последействия» светового образа.

Возникшее возбуждение не прекращается тотчас по окончании действия раздражителя, а продолжается некоторое время в виде последовательных образов.

Основным фактором, характеризующим последовательный образ, является его длительность. Интересно, что повышение яркости поля адаптации способствует уменьшению длительности и снижению яркости самого последовательного образа.

Следовательно, низкие уровни яркости поля адаптации, а также неравномерное распределение яркостей в поле зрения способствуют понижению работоспособности зрительного анализатора и приводят к его быстрому утомлению.

Функциональное состояние зрительного анализатора изменяется не только от уровня яркости поля адаптации, который, естественно, играет основную роль, но и от качественной характеристики света, распределения яркости в поле зрения (В. В. Мешков, 1962; Блекуэлл, 1964, и др.) и спектрального состава источников радиации (Я. Э. Нейштадт, 1954; Ф. М. Черниловская, 1962, и др.). Так, обычно в качестве характеристики равномерности освещения принимается отношение яркости фона (стен, потолка, пола и др.) к яркости рабочего места.

Наличие резкой разницы в яркостях рабочей поверхности и окружающего фона приводит к частой переадаптации глаза, а следовательно, к снижению зрительной работоспособности.

Это объясняется тем, что при переводе глаза с большой яркости на меньшую требуется определенное время для переадаптации, при этом каждый раз остаются последовательные образы, некоторое время туманящие рассматирваемый предмет, тем самым ухудшая видимость. Немалое значение имеет и спектральная характеристика искусственных источников света.

Анализ имеющейся литературы о влиянии на работоспособность зрительного анализатора искусственных источников света различной спектральной характеристики свидетельствует о том, что более благоприятным является свет люминесцентных ламп, они же являются и более экономичными (Я. Э. Нейштадт, 1959; Л. А. Борисова, 1969, и др.).

Зрение, связанное с общим состоянием организма, и изменения отдельных зрительных функций отражают функциональное состояние центральной нервной системы человека (С. В. Кравков, 1950; В. Н. Семеновская, 1950).

Эти изменения тем значительнее, чем при более неблагоприятных условиях освещения производится зрительная работа (М. Лекиш, 1934; Ф. М. Черниловская, 1962; Т. А. Глаголева, 1962; Э. Л. Котова, 1960, и др.).

Положение это верно как для работающих на производстве, так и для школьников, выполняющих работу в учебных мастерских (Л. В. Михайлова, 1951; Ю. Д. Шилов, 1962, и др.).

Особо следует подчеркнуть, что плохая световая обстановка в классе и на производстве и высокая зрительная нагрузка способствуют не только повышению утомляемости зрительного анализатора детей и подростков, ведущей к снижению работоспособности (и производительности труда), но и к развитию у них аномалии рефракции (Д. И. Каганович, 1952; Н. А. Лапшина, 1969; Ю. Д. Жилов, 1969).

При анализе работ, посвященных проблеме миопии, выделяются в основном два направления в изучении ее этиологии и патогенеза. Согласно одному, ведущее значение придается наследственности, согласно другому — факторам внешней среды (М. Л. Краснов, 1956; Б. Л. Радзиховский, 1965, и др.).

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Искусственное освещение В основу нормирования принимаются следующие характеристики, определяющие степень напряжения зрительной работы. Точность зрительной работы, характеризуемая наименьшим размером рассматриваемой детали. Под термином «деталь» в нормах подразумевается не обрабатываемое изделие, а «объект», который приходится рассматривать в процессе работы, например нить ткани, царапина на поверхности изделия и т. д. Степень светлоты фона, на котором рассматривается объект….

Снижение освещенности на одну ступень допускается для производственных помещений с кратковременным пребыванием людей, а также в помещениях, где есть оборудование, не требующее постоянного обслуживания. При устройстве комбинированного освещения на рабочей поверхности освещенность от светильников общего освещения должна составлять не менее 10% норм комбинированного освещения, но для подростков, очевидно, она должна быть не менее 300 лк….

Цветовую отделку производственных помещений следует выбирать и осуществлять с учетом гигиенических требований к характеру зрительной работы, внутреннего режима в помещениях и эстетических потребностей рабочих. Проекты окраски рабочих помещений, которые обычно создаются художниками, должны быть согласованы с санитарными организациями и соответствующими светотехническими учреждениями. При выборе окраски помещений и оборудования необходимо пользоваться выпущенными Госстроем СССР «Указаниями по…

Освещенность, создаваемая дневным естественным светом, зависит от времени дня, сезона и метеорологических факторов. За короткий промежуток времени величина естественной освещенности может изменяться в десятки раз. Поэтому естественное освещение помещения характеризуют и нормируют не абсолютной величиной, а относительной, показывающей, во сколько раз освещенность в помещении (ЕПом.) меньше освещенности снаружи здания (ЕНар.). Под освещенностью снаружи здания понимают…

Нормы естественного освещения помещений принимаются раздельно для бокового и верхнего света. В помещениях с боковым освещением нормируется минимальное значение КЕО. В помещениях с верхним или комбинированным освещением нормируется среднее значение КЕО. Раздельность нормирования обусловливается тем, что при боковом свете наблюдается большая неравномерность освещения и среднее значение коэффициента естественной освещенности не может определять истинных условий естественного…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее