Все больные карлики, что и приводит к ошибочному диагнозу ахондроплазии, с которым многие из этих больных обратились в ЦИТО. Череп, черты лица у большинства детей нормальные. Типичные для ахондроплазии выступающие лобные бугры, седловидный нос, прогнатия отсутствуют.
Интеллект, как правило, не снижен или снижен незначительно, однако у 2 наших больных имелась выраженная умственная отсталость. Укорочение конечностей (в основном верхних и преимущественно в проксимальных отделах) мы наблюдали у половины больных.
У 19 детей кисти и стопы были широкие, с укороченными, толстыми пальцами одинаковой длины (изодактилия), что весьма напоминало ахондроплазию, однако кисти были мягкие, как бы «бескостные» и никогда не имели формы «трезубца», характерного для ахондроплазии.
Так же как при обычной форме эпифизарной дисплазии, отмечались деформация конечностей типа genu varum et valgum, варусная и вальгусная деформации в голеностопных суставах, утолщение, контрактуры локтевых, лучезапястных, коленных и голеностопных суставов.
Псевдоахондропластическая форма спондило-эпифизарной дисплазии
В отличие от эпифизарной дисплазии чаще поражаются верхние конечности (косорукость). Как и при эпифизарной дисплазии, при псевдоахондропластической форме заболевание у детей проявляется не с момента рождения, в большинстве случаев первые признаки болезни появляются после начала ходьбы и выражаются в «утиной» походке и различных деформациях. Лишь в особенно тяжелых случаях деформации возникают на первом году жизни (у 7 детей, причем у 3 — с первых месяцев жизни).
«Болезни костей у детей», М.В.Волков