Среди клиницистов нет единого подхода к оценке астматического статуса у детей, противоречивы данные о диагностических критериях этого состояния. McKenzie (1979) считает, что о наличии астматического статуса следует думать в случаях обострения бронхиальной астмы, не снимаемого симпатомиметическими средствами.
Другие авторы при распознавании астматического статуса основываются на данных газового состава крови. Так, по мнению J. Gerbeauch (1978), Н. Jones (1978), на развитие астматического состояния указывает прежде всего выявление гипоксемии. Согласно другим — наиболее информативным в диагностике этого состояния является обнаружение гиперкапнии.
Ряд клиницистов придает большое значение временному фактору в диагностике астматического статуса. J. Gerbeauch (1978) рассматривает не купирующийся более 6 ч приступ бронхиальной астмы как астматическое состояние. J. Bocles (1970) относит к нему проявления бронхоспазма, сохраняющиеся до 24 ч, а Н. Jones (1978) — случаи не купирующегося в течение 24 — 48 ч приступа бронхиальной астмы. По нашему мнению, лишь комплексная оценка состояния больного ребенка дает возможность диагностировать астматическое состояние на ранней стадии.
Наиболее характерны для астматического статуса следующие критерии:
- длительность не купирующегося приступа бронхиальной астмы не менее 6 ч;
- нарушение дренажной функции бронхов;
- гипоксемия РаО2<60 мм рт. ст. (8 кПа) и гиперкапния (РаСО2>60 мм рт. ст.);
- резистентность к симпатомиметическим препаратам.
Причинами развития астматического статуса могут быть присоединение или обострение бронхолегочной инфекции, наслоение острых респираторно-вирусных заболеваний, массивное аллергенное воздействие, глюкокортикоидная недостаточность, несвоевременная и запоздалая терапия бронхоспазма.
Возникновению астматического состояния способствует длительное и избыточное назначение симпатомиметических средств в виде аэрозолей, приводящих к угнетению и последующей блокаде β2-адренорецепторов.
«Бронхиальная астма у детей», И.И. Балаболкин