Минимальная мозговая дисфункция (ММД)

Основным проявлением синдрома являются на первом месте нарушения и разного рода отклонения в поведении и успеваемости в школе; кроме того можно обнаружить малые неврологические признаки. Предполагают, что этот синдром имеется приблизительно у 20 % всех детей. Можно сказать, что указанное поражение встречается сравнительно часто, однако нарушения и отклонения не «инвалидизируют» ребенка, в связи, с чем этот синдром носит название «минимальная» мозговая дисфункция.

Поражение диагностируется не раньше как в возрасте около 3 лет, когда ребенок начинает посещать детский сад, однако чаще только при поступлении в основную школу или в течение первых годов обучения в школе.

В соматическом развитии и в грубой моторике не обнаруживаются заметные отклонения, ребенок на первый взгляд не отличается от других детей, обычно к нему предъявляются в школе такие же требования, как и к другим детям. Вскоре появляются затруднения в воспитании и обучении, ребенок начинает в некотором отношении отставать.

Если патологический синдром минимальной мозговой дисфункции вовремя и правильно не диагностируют и не лечат, то могут развиться вторичные нарушения в области эмоций, психики и характера, сохраняющиеся иногда на всю жизнь.

Во время второй мировой войны чешскими авторами у детей дошкольного и школьного возраста был описан комплекс признаков, названный ими минимальной детской энцефалопатией.

Авторы были убеждены, что анатомической основой этого заболевания являются мелкие микроскопические поражения центральной нервной системы. В наше время от морфологической основы синдрома в большинстве случаев уже отступают, поэтому в названии появилось понятие «дисфункция».


«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Диагноз ДЦП, таким образом, или верифицируется или опровергается, что и является необходимым условием для назначения рациональной терапии. На основе повторного электроэнцефалографического исследования можно в большом проценте случаев подтвердить или исключить наличие эпилепсии, очень часто отмечаемой в картине ДЦП. Электроэнцефалография позволяет дифференцировать отдельные типы приступов заболевания у детей. С ее помощью удается отличить разные очаговые церебральные…

При двигательных осложнениях у новорожденных и грудных детей, т. е. отклонениях тонуса, паретических и дискинетических, применяется восстановительная и медикаментозная терапия. Общепринято, что к лечебно-коррекционной помощи относятся лечебная гимнастика, физиотерапия и трудовая терапия. Для детей грудного возраста трудовую терапию можно называть игровой терапией. В период новорожденности и в грудном возрасте можно уже применять, особенно при периферических…

Ребенок криком выражает свое недовольство тем, что с ним манипулируют и что его приводят в необычные и для него затруднительные позы. Поэтому первые лечебные приемы и первые реабилитационные действия следует приспосабливать к тому, чтобы обеспечить спокойное состояние ребенка. С испуганным, мечущимся и кричащим ребенком очень трудно работать, кроме того, можно предполагать, что при дальнейших «сеансах»…

Итак, принципы моторной лечебно-коррекционной работы, применяемые в период самого раннего детства, можно свести к нескольким пунктам. В отношении реабилитации самым значительным является активное движение, лучше всего с преодолением сопротивления, причем активным считается и рефлекторное движение, т. е. вызванное заведомо рефлекторным путем. Всегда надо исходить из этапа развития пациента, т. е. из моторной и постуральной ситуации,…

С целью реабилитации мы используем установочный рефлекс, пищевые рефлексы, рефлексы отдергивания при болевых ощущениях и наоборот поисковые движения во время обследования и т. п. Таким образом, можно говорить о лечебно-коррекционных приемах, основанных не только на строгих упражнениях, но и на мотивированных или обусловленных в самом широком смысле слова игровой деятельностью, кормлением и пр. Для практических…

Популярное
Новое Прочее