Детский церебральный паралич (ДЦП)

Это общее название группы патологических синдромов, раньше — в ЧССР называемых перинатальной энцефалопатией (ПЭ) и иногда также, в более узком понимании, синдромом Литтле или же болезнью Литтле, в случае детской диплегии или тетраплегии. Новое название (ДЦП) для многих педиатров до сих пор непривычно, поскольку при некоторых формах почти никакого паралича не обнаруживают. Название возникло на основе перевода выражения «cerebral palsy» или «die zerebrale Kinder-lahmung».

Оно включает моторные, сенситивные, сенсорные расстройства, нарушения эффективности, интеллекта, характера и некоторые приступообразные явления. Нельзя говорить о нозологической единице, так как этиология поражения весьма разнообразная, часто мультифакторальная и комплексная.

Обычно имеют место поражения, перенесенные на ранней стадии развития, можно даже сказать начиная с развития гаммет и их слияния почти до конца 1-го года жизни ребенка. Поэтому клиника каждого поражения в значительной мере отличается как с точки зрения неврологической симптоматики, так и по течению и прогнозу, что находится в соответствии с разновидностью анатомического субстрата, его локализацией и объемом.

Патогенетически более значительным, по всей вероятности, является время возникновения поражения, чем сам этиологический фактор. Развитие отдельных структур мозга протекает не синхронно и равномерно, некоторые из них созревают раньше, другие позже, их развитие протекает не одинаковыми темпами, и к тому же изменяется — сопровождается эволюционными замедлениями и даже прекращениями развития, которые чередуются с периодами ускорения.

Общепринято, что по отношению к вредности самой чувствительной является структура в период бурного созревания. Ввиду этого разные вредности могут вызывать аналогическую клиническую картину, если их действие ограничивалось во времени па определенном этапе развития.

Кроме того, нет сомнений, что существует специфическая чувствительность определенных структур к определенному качеству вредности. Случается, что патогенный фактор определенного качества поражает в большей мере один тип клеток головного мозга, а другой оставляет почти интактным.

Сложен также вопрос развития функциональной компенсации дефектных структур за счет менее пострадавших или незатронутых формаций, так как развивающийся головной мозг обладает на протяжении определенного времени большой способностью к трансформации и компенсации.


«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Итак, принципы моторной лечебно-коррекционной работы, применяемые в период самого раннего детства, можно свести к нескольким пунктам. В отношении реабилитации самым значительным является активное движение, лучше всего с преодолением сопротивления, причем активным считается и рефлекторное движение, т. е. вызванное заведомо рефлекторным путем. Всегда надо исходить из этапа развития пациента, т. е. из моторной и постуральной ситуации,…

С целью реабилитации мы используем установочный рефлекс, пищевые рефлексы, рефлексы отдергивания при болевых ощущениях и наоборот поисковые движения во время обследования и т. п. Таким образом, можно говорить о лечебно-коррекционных приемах, основанных не только на строгих упражнениях, но и на мотивированных или обусловленных в самом широком смысле слова игровой деятельностью, кормлением и пр. Для практических…

Основным проявлением синдрома являются на первом месте нарушения и разного рода отклонения в поведении и успеваемости в школе; кроме того можно обнаружить малые неврологические признаки. Предполагают, что этот синдром имеется приблизительно у 20 % всех детей. Можно сказать, что указанное поражение встречается сравнительно часто, однако нарушения и отклонения не «инвалидизируют» ребенка, в связи, с чем…

Спонтанная двигательная активность отмечается на всех возрастных этапах. Если, например, более старший с пораженной подвижностью ребенок (например, на 10 — 12-м мес жизни), устойчив только в положении на спине, то даже при отсутствии любого пареза большинство его спонтанных двигательных проявлений неизбежно развивается атипично. Если его тренировать в фазной моторной активности, свойственной высшим возрастным этапам, без…

Термин «минимальная мозговая дисфункция» применяется по отношению к детям, обладающим почти средним, средним или незначительно выше среднего уровнем интеллекта, у которых отмечаются определенные затруднения в обучении, как и поведенческие нарушения, ассопирующиеся с функциональными отклонениями ЦНС. Отдельные главные группы признаков могут давать разные комбинации. Имеются в виду преимущественно нарушения перцепции, концептуализации, расстройства речи, памяти, внимания, эффективность…

Популярное
Новое Прочее