В клинике ДЦП уже на ранней стадии можно диагностировать отставание психомоторного развития и определенную, может быть и скрытую и преходящую аномалию моторики, т. е. отклонение тонуса, или же нетипичный двигательный врожденный или спровоцированный стереотип.

Сенситивные и сенсорные нарушения в периоде самого раннего детства можно достоверно установить только с большими затруднениями. Настоящие психические дефекты можно определить лишь во втором полугодии жизни. Для двигательных нарушений в значительной мере характерно, помимо скудости, аномалии, иногда и асимметрии моторных проявлений, отклонение мышечного напряжения. Педиатры до сих пор применяют понятие «мышечный тонус».

Это очень сложное физиологическое явление, включающее тканевый и рефлекторный компоненты. На основе патологического процесса возникает так называемая мышечная гипотония или в противоположность к ней, так называемая мышечная гипертония.

Гипотония может быть либо периферической, в случае поражения периферического нейрона, либо центральной, напр., при поражении мозжечка, ствола или полушарий.

Гипертония бывает большей частью центральной, а то спастической или пластической. Спастическая — пружинящая, и характерен для нее феномен «складного ножа».

Если определенную группу мышц-синергистов пассивно разгибать, то при определенном почти максимальном растяжении мышечное сопротивление внезапно расслабляется. Пластический гипертонус во время всего пассивного движения остается одинаковым, имеет здесь место так называемая мышечная ригидность с плотной, «воскоподобной» резистентностью.

В виде исключения мышечный гипертонус появляется и при периферическом поражении, например, при рефлекторных мышечных контрактурах и defense musculaire. На основе раннего развития аномалий тонуса, их частоты при ДЦП и возможности правильного их клинического диагностирования, в клинике различают несколько синдромов тонуса.

При спастическом, дипаретическом синдроме, или же дипаретической форме ДЦП, у ребенка в положении на спине обе нижние конечности разогнуты, стопы находятся в дигитиградном положении и большие пальчики иногда находятся в положении тыльного сгибания.


«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Основным проявлением синдрома являются на первом месте нарушения и разного рода отклонения в поведении и успеваемости в школе; кроме того можно обнаружить малые неврологические признаки. Предполагают, что этот синдром имеется приблизительно у 20 % всех детей. Можно сказать, что указанное поражение встречается сравнительно часто, однако нарушения и отклонения не «инвалидизируют» ребенка, в связи, с чем…

Спонтанная двигательная активность отмечается на всех возрастных этапах. Если, например, более старший с пораженной подвижностью ребенок (например, на 10 — 12-м мес жизни), устойчив только в положении на спине, то даже при отсутствии любого пареза большинство его спонтанных двигательных проявлений неизбежно развивается атипично. Если его тренировать в фазной моторной активности, свойственной высшим возрастным этапам, без…

Термин «минимальная мозговая дисфункция» применяется по отношению к детям, обладающим почти средним, средним или незначительно выше среднего уровнем интеллекта, у которых отмечаются определенные затруднения в обучении, как и поведенческие нарушения, ассопирующиеся с функциональными отклонениями ЦНС. Отдельные главные группы признаков могут давать разные комбинации. Имеются в виду преимущественно нарушения перцепции, концептуализации, расстройства речи, памяти, внимания, эффективность…

Осуществляя восстановительные упражнения, необходимо иметь в виду и то, что ребенок как и взрослый владеет не отдельными мышцами, а функциональными группами мышц. Было бы неправильным основывать лечебно-коррекционные мероприятия только на упражнениях определенной группы мышц-синергистов, так как каждое двигательное проявление представляет собой результат сложного координированного содействия нескольких мышечных групп. Поэтому нужно тренировать, например, не только паретические…

Аналогичную клиническую картину дает также депривация, как исключительно сенсорная, так и социальная. В порядке встречаемости отдельные признаки можно перечислить следующим образом: гиперактивность; перцепционно-моторные нарушения; эмоциональная лабильность; дефекты координации; весьма кратковременное внимание, рассеянность и персеверация; повышенная импульсивность; нарушения памяти и мышления; специфические нарушения при обучении чтению, письму, счету и правописанию; расстройства речи и слуха; небольшие неврологические…

Популярное
Новое Прочее