Восстановительная терапия периферических и центральных расстройств моторики у новорожденных и грудных детей

Главная / Физиология и патология новорожденных детей / Невропсихическое развитие грудного ребенка / Восстановительная терапия периферических и центральных расстройств моторики у новорожденных и грудных детей

При двигательных осложнениях у новорожденных и грудных детей, т. е. отклонениях тонуса, паретических и дискинетических, применяется восстановительная и медикаментозная терапия. Общепринято, что к лечебно-коррекционной помощи относятся лечебная гимнастика, физиотерапия и трудовая терапия. Для детей грудного возраста трудовую терапию можно называть игровой терапией.

В период новорожденности и в грудном возрасте можно уже применять, особенно при периферических парезах, некоторые физические методы в качестве подготовительных мероприятий для физических упражнений, например, горячие укутывания, гидротерапию, или общее прогревания организма лампой соллюкс и т. п.

Вызвать движения при тяжелых периферических поражениях моторики можно путем применения, помимо лечебной гимнастики, и некоторых технических приемов электростимуляции. О пригодности и применении физиотерапии имеется богатая специальная литература.

Применяя в самом раннем возрасте лечебно-коррекционные приемы, нельзя резко разграничивать лечебную гимнастику и игровую терапию, тем более, что необходимо, чтобы ребенок на протяжении всего реабилитационного «сеанса» находился в спокойном, радостном состоянии, чтобы он встречу с врачом или методистом по ЛФК ожидал с радостью и чтобы занятия приносили ему удовольствие.

Ввиду того, что такой подход к реабилитации не может быть со стороны маленького больного еще рациональным, надо направить все усилия на создание естественной обстановки, способствующей хорошему настроению ребенка. Большинство маленьких пациентов не чувствует себя хорошо в новой среде, боится чужих лиц, как и людей по-иному одетых, по-иному и для него необычно манипулирующих с ним и производящих даже пассивные движения иногда и против его воли.

Именно последнее обстоятельство представляет большое препятствие для проведения реабилитационных мероприятий.

Уже при первом ориентировочном обследовании, при котором необходимо производить ряд пассивных движений для уточнения их объема, часто отмечается беспокойство или даже крик ребенка, хотя можно не сомневаться в том, что никакой боли ему не наносят.

«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Итак, принципы моторной лечебно-коррекционной работы, применяемые в период самого раннего детства, можно свести к нескольким пунктам. В отношении реабилитации самым значительным является активное движение, лучше всего с преодолением сопротивления, причем активным считается и рефлекторное движение, т. е. вызванное заведомо рефлекторным путем. Всегда надо исходить из этапа развития пациента, т. е. из моторной и постуральной ситуации,…

С целью реабилитации мы используем установочный рефлекс, пищевые рефлексы, рефлексы отдергивания при болевых ощущениях и наоборот поисковые движения во время обследования и т. п. Таким образом, можно говорить о лечебно-коррекционных приемах, основанных не только на строгих упражнениях, но и на мотивированных или обусловленных в самом широком смысле слова игровой деятельностью, кормлением и пр. Для практических…

Основным проявлением синдрома являются на первом месте нарушения и разного рода отклонения в поведении и успеваемости в школе; кроме того можно обнаружить малые неврологические признаки. Предполагают, что этот синдром имеется приблизительно у 20 % всех детей. Можно сказать, что указанное поражение встречается сравнительно часто, однако нарушения и отклонения не «инвалидизируют» ребенка, в связи, с чем…

Спонтанная двигательная активность отмечается на всех возрастных этапах. Если, например, более старший с пораженной подвижностью ребенок (например, на 10 — 12-м мес жизни), устойчив только в положении на спине, то даже при отсутствии любого пареза большинство его спонтанных двигательных проявлений неизбежно развивается атипично. Если его тренировать в фазной моторной активности, свойственной высшим возрастным этапам, без…

Термин «минимальная мозговая дисфункция» применяется по отношению к детям, обладающим почти средним, средним или незначительно выше среднего уровнем интеллекта, у которых отмечаются определенные затруднения в обучении, как и поведенческие нарушения, ассопирующиеся с функциональными отклонениями ЦНС. Отдельные главные группы признаков могут давать разные комбинации. Имеются в виду преимущественно нарушения перцепции, концептуализации, расстройства речи, памяти, внимания, эффективность…

Популярное
Новое Прочее