Принципы моторной лечебно-коррекционной работы

Итак, принципы моторной лечебно-коррекционной работы, применяемые в период самого раннего детства, можно свести к нескольким пунктам.

  1. В отношении реабилитации самым значительным является активное движение, лучше всего с преодолением сопротивления, причем активным считается и рефлекторное движение, т. е. вызванное заведомо рефлекторным путем.
  2. Всегда надо исходить из этапа развития пациента, т. е. из моторной и постуральной ситуации, на которой ребенок находится или которой хорошо овладел. Считают неправильным начинать тренировку движения или стереотипа высшего по развитию этапа, если ребенок не овладел постуральными и двигательными проявлениями низшего этапа. Например, неправильно тренировать равновесие и локомоцию в положении стоя, если ребенок не овладел равновесием и локомоцией в положении на четвереньках. Не следует также ожидать большого успеха от упражнений, направленных на овладение интенсивным ползанием на четвереньках тогда, когда голова едва выпрямляется или совсем не выпрямляется. Дело в том, что при восстановительной терапии грудного ребенка выпрямление головы представляет весьма важный этап развития. Выпрямление должно предшествовать большинству последующих коррекционных упражнений.
  3. Обучение фазным движениям и локомоции можно начинать только после овладения стабильным исходным постуральным положением. Было бы ошибочно стремиться обучать, например, передвижению на четвереньках, когда грудной ребенок держится в этой позе еще неустойчиво.
  4. Моторное развитие в физиологическом отношении протекает в краниокаудальном направлении, на конечностях — в проксимальнодистальном. Аналогично надо вести упражнения при двигательной коррекции. Моторику руки нельзя, поэтому тренировать только с помощью упражнений кисти руки: необходимо, чтобы ребенок раньше овладел активными движениями на фоне упражнений области плечевого пояса и плеча. Движения нижних конечностей также должны сочетаться с двигательными проявлениями всего осевого органа. При восстановительной терапии нижних конечностей следует начинать с упражнений туловища, постепенно переходя на таз, корневые части нижних конечностей и наконец, на акральные части.
  5. У новорожденных и грудных детей нельзя рассчитывать на произвольную иннервацию и целенаправленные, с точки зрения коррекционной работы, неизбежные двигательные проявления. Поэтому наша реабилитационная методика обеспечивает возможность вызывать активные движения рефлекторным путем, причем не только простые, но и комплексные сложные моторные возрастные стереотипы. Рефлекторным путем можно, например, получить поворот со спины на живот и наоборот, вертикальную установку головы и туловища, локомоцию на животе (ползание) и т. п. Одновременно можно рефлекторно вызванному движению оказывать сопротивление, что в свою очередь соответствует принципам.
  6. Кроме сказанного, в нашу методику входит принцип, основанный на значении жизненной важности отдельных рефлекторных двигательных проявлений. Мы считаем, что и сложное безусловное рефлекторное проявление, например, рефлекторное ползание, является в смысле реабилитации менее действенным, чем рефлекторное моторное проявление, основанное на определенном аффекте или инстинкте, например, на защитном или питательном стереотипе и т. п.

«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Спонтанная моторика весьма ограничена. Если поддерживать ребенка на весу под мышками, то обе нижние конечности еще больше разогнуты, они резко приведены и иногда даже перекрещены. Верхние конечности поражены в гораздо меньшей мере, иногда почти незаметно. При гемипаретической форме нижняя конечность аналогично разогнута, но верхняя сильно согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, причем с сильной…

Мышечная дистония, скорее всего, служит проявлением недостаточности в области обратной связи между базальными ганглиями и ретикулярной формацией мозгового ствола. Поражаются в первую очередь мышцы туловища (осевые). К дистониям принято причислять атетоз и торсионный спазм. В случае наличия торсионного спазма туловище и верхние конечности во время ходьбы наклоняются на одну сторону, и туловище искривляется и отклоняется…

Гиперкинезы представляют собой движения, с одной стороны, нарушающие обычное спокойное положение или позу головы и конечностей, с другой — деформирующие все двигательные проявления. Атетоидные гиперкинезы — это медленные, змеевидные, червеобразные, штопорообразные движения. Чаще всего поражены акральные отделы конечностей, но отмечается и поражение на корневых частях и осевой мускулатуре, особенно на шейной и на лице (гримасы)….

Речь развивается со значительным запозданием, и позднее появляются признаки скандирования. Довольно типичным явлением при ползании на четвереньках является дискоординация. Мозжечковая форма ДЦП иногда развивается на фоне гипотонического синдрома. Он в последнее время не признается в качестве самостоятельной гипотонической формы, представляя лишь транзиторную картину различных форм ДЦП. Помимо классической мозжечковой формы ДЦП, иногда со старым названием…

Диагноз ДЦП, таким образом, или верифицируется или опровергается, что и является необходимым условием для назначения рациональной терапии. На основе повторного электроэнцефалографического исследования можно в большом проценте случаев подтвердить или исключить наличие эпилепсии, очень часто отмечаемой в картине ДЦП. Электроэнцефалография позволяет дифференцировать отдельные типы приступов заболевания у детей. С ее помощью удается отличить разные очаговые церебральные…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее