Принципы моторной лечебно-коррекционной работы

Итак, принципы моторной лечебно-коррекционной работы, применяемые в период самого раннего детства, можно свести к нескольким пунктам.

  1. В отношении реабилитации самым значительным является активное движение, лучше всего с преодолением сопротивления, причем активным считается и рефлекторное движение, т. е. вызванное заведомо рефлекторным путем.
  2. Всегда надо исходить из этапа развития пациента, т. е. из моторной и постуральной ситуации, на которой ребенок находится или которой хорошо овладел. Считают неправильным начинать тренировку движения или стереотипа высшего по развитию этапа, если ребенок не овладел постуральными и двигательными проявлениями низшего этапа. Например, неправильно тренировать равновесие и локомоцию в положении стоя, если ребенок не овладел равновесием и локомоцией в положении на четвереньках. Не следует также ожидать большого успеха от упражнений, направленных на овладение интенсивным ползанием на четвереньках тогда, когда голова едва выпрямляется или совсем не выпрямляется. Дело в том, что при восстановительной терапии грудного ребенка выпрямление головы представляет весьма важный этап развития. Выпрямление должно предшествовать большинству последующих коррекционных упражнений.
  3. Обучение фазным движениям и локомоции можно начинать только после овладения стабильным исходным постуральным положением. Было бы ошибочно стремиться обучать, например, передвижению на четвереньках, когда грудной ребенок держится в этой позе еще неустойчиво.
  4. Моторное развитие в физиологическом отношении протекает в краниокаудальном направлении, на конечностях — в проксимальнодистальном. Аналогично надо вести упражнения при двигательной коррекции. Моторику руки нельзя, поэтому тренировать только с помощью упражнений кисти руки: необходимо, чтобы ребенок раньше овладел активными движениями на фоне упражнений области плечевого пояса и плеча. Движения нижних конечностей также должны сочетаться с двигательными проявлениями всего осевого органа. При восстановительной терапии нижних конечностей следует начинать с упражнений туловища, постепенно переходя на таз, корневые части нижних конечностей и наконец, на акральные части.
  5. У новорожденных и грудных детей нельзя рассчитывать на произвольную иннервацию и целенаправленные, с точки зрения коррекционной работы, неизбежные двигательные проявления. Поэтому наша реабилитационная методика обеспечивает возможность вызывать активные движения рефлекторным путем, причем не только простые, но и комплексные сложные моторные возрастные стереотипы. Рефлекторным путем можно, например, получить поворот со спины на живот и наоборот, вертикальную установку головы и туловища, локомоцию на животе (ползание) и т. п. Одновременно можно рефлекторно вызванному движению оказывать сопротивление, что в свою очередь соответствует принципам.
  6. Кроме сказанного, в нашу методику входит принцип, основанный на значении жизненной важности отдельных рефлекторных двигательных проявлений. Мы считаем, что и сложное безусловное рефлекторное проявление, например, рефлекторное ползание, является в смысле реабилитации менее действенным, чем рефлекторное моторное проявление, основанное на определенном аффекте или инстинкте, например, на защитном или питательном стереотипе и т. п.

«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Аналогичную клиническую картину дает также депривация, как исключительно сенсорная, так и социальная. В порядке встречаемости отдельные признаки можно перечислить следующим образом: гиперактивность; перцепционно-моторные нарушения; эмоциональная лабильность; дефекты координации; весьма кратковременное внимание, рассеянность и персеверация; повышенная импульсивность; нарушения памяти и мышления; специфические нарушения при обучении чтению, письму, счету и правописанию; расстройства речи и слуха; небольшие неврологические…

руку, находящуюся в умеренной флексии в локтевом суставе, поднимают вверх по сторонам; руку отводят в сторону; руку кладут вдоль туловища, или же немного в сторону, то ладонью кверху, то ладонью внутрь; руку выносят в положение «подсвечника» под разным углом локтя и в различном расстоянии от туловища; одновременно придают физиологическое положение запястью и пальцам, чтобы предотвращать…

Wolfik приводит три главные группы симптомов ММД: двигательные расстройства, к которым он относит двигательную гиперактивность, неуклюжесть, нарушения координации в грубой и тонкой моторике, нарушения равновесия и, наконец, слабо выраженные, едва заметные спастические, атактические и дискинетические проявления; нарушения перцепции, куда относит нарушения внимания и несовершенство перцепционно-когнитивной функции, особенно в области зрительного и слухового восприятия, что очень…

Большое значение придается своевременному инструктированию матери. Если ей правильно объяснить сущность пареза, она поймет, необходимость интенсивного ухода за ребенком и по указанным упражнениям будет тщательно и постоянно проводить с ним лечебные упражнения. Она не будет поддаваться необоснованной тревоге в случае временного неуспеха. При парезе лицевого нерва также необходимо лечение положением, как и при парезе плечевого…

Glos приводит следующие чаще всего встречающиеся симптомы ММД: Гиперактивность, которую считает главным признаком. Пораженный ребенок не в состоянии ни на минуту посидеть, постоять, все время с чем-то возится, то играет с пальцами, то с руками, то с разными предметами. Некоторые дети являются заметно мешающим элементом в школе, все время что-то рассказывают, неусидчивы. В качестве исключения…

Популярное
Новое Прочее