Если клиническое состояние новорожденного не требует срочной терапии непосредственно угрожающих жизни состояний или ускоренного перевода из родильного зала в специализированное отделение, задача педиатра в родильном зале состоит в том, чтобы провести общую оценку состояния новорожденного и диагностировать пороки развития, последствия послеродовой травмы или перинатального заболевания (инфекция, гипербилирубинемия и т. д.).
Обследование новорожденного в родильном зале не нужно слишком затягивать, чтобы не увеличивать потери тепла. Подробное обследование осуществляется после перевода ребенка в отделение новорожденных, оптимально до 12 ч после рождения.
Стандартная методика исследований в родильном зале
Общая обсервация очень полезна для того, чтобы установить, является ли обследуемый новорожденный здоровым и нормальным или больным в широком смысле этого слова.
В процессе обсервации оценивают:
- наличие общих синдромов: болезнь Дауна, кретинизм, хондродистрофия, незавершенный остеогенез, артрогриппоз, трисомия D и Е и другие системные нарушения;
- отклонения в степени развития: новорожденный недоношенный, с гипотрофией, переношенный;
- нарушения нервно-мышечной активности: поза тела и конечностей, состояние депрессии вплоть до апатии, реже повышенная раздражимость, повышенный или сниженный тонус;
- аномалии кожных покровов; цвет: бледный, красноватый, желтоватый, цианоз общий или локализованный;
- аномальный вид: отек, склерема, нарушения кератинизации (пергаментоподобная кожа, ихтиоз), петехии, пурпура, гематомы, пигментные невусы;
- экзантемы: эритема, макулезно-папулезная экзантема, пустулы, везикулезная экзантема.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек