
Дети ослабленные, с неокрепшим мышечным и связочным аппаратом, не способны удерживать тело в вертикальном положении и тогда, когда их вынуждают к этому положению («дыбок-дыбок»), они для сохранения равновесия увеличивают площадь опоры широкой расстановкой ног, при которой центр тяжести не выходил бы из площади опоры.
Так же, как и при выраженном уже плоскостопии, линия опоры проходит через пятку и большой палец ноги, а внутренний край стопы опускается, и формируется плоскостопие (как следствие неправильной функции), при котором большой палец ноги длиннее второго.
Поэтому ходьба является одним из лучших средств физической культуры только в том случае, когда она правильная.
Назначение же упражнений, в которых правильность ходьбы не обеспечена, может повести к развитию плоскостопия или к усилению уже имеющихся деформаций (плоскостопие, иксообразно искривленные ноги).
Поэтому у детей, не овладевших ходьбой без опоры, обучение ходьбе при поддержке за руки («дыбок»), ходьба за движущимся предметом, каталкой), ничем не оправданы как воспитательное воздействие, а тем более в системе гимнастики, задача которой —формирование правильных навыков и правильного телосложения.
В этом возрасте процент детей, страдающих плоскостопием, довольно велик, поэтому, ввиду несостоятельности пружинящего свода стопы, прыжки могут оказаться чрезмерной нагрузкой для него и повести к распластыванию стопы и толчкам в суставы. Исходя из этого, надо считать не лишней предосторожностью исключение из системы упражнений спрыгивания с высоты и применение лишь подпрыгиваний.
«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт
Со здоровыми детьми грудного возраста, не посещающими ясли, можно и должно заниматься гимнастикой дома. Следует, однако, отметить, что из всех факторов физического воспитания в домашних условиях наибольшие технические трудности возникают при назначении гимнастики, так как занятия гимнастикой с ребенком требуют от каждой матери приобретения специальных навыков и знаний. Каждый участковый врач должен быть хорошо знаком…
Обучение матери простейшим приемам массажа и гимнастики проводится на ее же ребенке в поликлинике, во время профилактического приема участковой сестрой под наблюдением участкового врача. Занятия с матерями должны проводиться в том же кабинете, где врач проводит профилактический прием. Во время патронажа участковая сестра и врач должны проверять организацию этой работы на дому (время и место…
Обучение матери следует начинать тогда, когда ребенок ее достигнет 11/2—2месячного возраста с поглаживающего массажа спины и живота, проводимого 1—2 раза в день, в сочетании с воздушной ванной. Поглаживающий массаж конечностей, также показанный ребенку с первых месяцев жизни, в связи с положительным влиянием его на тонус мышц-сгибателей, технически более сложен и поэтому не может быть широко…
Первый комплекс (для детей от 11/2 до 3 месяцев) (Во время занятий мать ласково разговаривает с ребенком). Выкладывание на живот. Массаж спины. Массаж живота. Второй комплекс (для детей от 3 до 4 месяцев) (Во время занятий мать ласково разговаривает с ребенком). Охватывающие движения руками. Поворот со спины на живот за правую руку. Массаж спины. Отклонение…
Четвертый комплекс (для детей от 5 до 6 месяцев) (Мать выполняет все приемы под счет: раз, два, три, четыре). Охватывающие движения руками. Сгибание и разгибание ног вместе. Поворот со спины на живот за правую руку. Массаж спины. «Парение» в положении на животе. Массаж живота. «Парение» в положении на спине. Сгибание и разгибание рук попеременно. Сгибание…