Предлагаемая Р. А. Патушинской диета не отвечает понятию о полноценности питания. Клинические наблюдения показывают, что при индивидуальном подходе к ребенку с учетом состояния питания больного, наличия и тяжести токсикоза, а также периода и длительности болезни, молочнокислые смеси и кефир, правильно дозируемые, хорошо переносятся даже детьми первого полугодия жизни.
В. О. Мочан (1928) рекомендовал при дизентерии диету, богатую белком. Она состоит из белкового молока, обезжиренного творога и мясного пюре.
Такая диета назначалась больным после чайной паузы или 10-% рисового отвара. Автор отдает предпочтение этой диете потому, что пища, богатая белками, представляет среду, неблагоприятную для развития брожения, ухудшает условия жизни патогенной флоры кишечника. Кроме того, пища, богатая белками, обладает сокогонным действием и повышает усвояемость ее. Каши, кисели и бульон назначали больным только после установления нормального стула.
М. С. Маслов (1936) и его ученики Э. И. Фридман и Д. М. Винокуров (1935) считали молочнокислую диету не всегда подходящей для детей младшего возраста, а диету, богатую белком, безвкусной, однообразной, в ряде случаев ухудшающей состояние больных. Они получили при дизентерии у детей раннего возраста лучшие результаты от применения диеты, богатой углеводами и витамином С.
Сторонники углеводной диеты видят ее преимущество в том, что дети обладают большой выносливостью по отношению к углеводам и она легко усваивается. Кроме того, диету, богатую углеводами, можно приготовить вкусно и разнообразно.
С современной точки зрения такая диета не может считаться полноценной, так как бедна белками и жирами. В настоящее время хорошо известно, что даже кратковременное неполноценное питание больных дизентерией, особенно детей раннего возраста, может способствовать падению иммунитета, переходу к затяжному течению болезни и развитию дистрофии.
«Питание здорового и больного ребенка»,
Ю.К.Полтева