Наблюдения врачей и педагогов показали, что дети, получавшие горячий завтрак в школе, меньше утомлялись и оставались во вторую половину учебных занятий бодрыми и работоспособными. Кроме того, школьные завтраки оказывали благоприятное влияние на физическое развитие и состояние здоровья детей (Л. А. Бернштейн, 1940; А. Я. Гуткин, 1937; Fansil, 1945; Dupont, 1956; Morgan, 1943).

Большинство авторов отмечает, что школьное питание имеет не только оздоровительное, но и большое воспитательное значение. Оно должно являться как бы составной частью учебного и воспитательного процесса (М. С. Шапиро, 1959; Butler, 1950, и др.).

Питание в коллективе приучает детей к приему разнообразной, полезной пищи и прививает им соответствующие культурно-гигиенические навыки. Привитие правильных навыков в питании ребенка оказывает положительное влияние и в дальнейшем на привычки взрослого человека.

Значительную роль в воспитании у учащихся правильных навыков и привычек к приему разнообразной пищи играют педагоги. Если у педагога школы правильные установки по питанию, то он может оказать положительное влияние и на своих учеников. В литературе уделяется большое внимание характеру школьного завтрака, его химическому составу и калорийности, а также и времени приема.

Умственное напряжение и физическая подвижность детей в школе сопровождаются тратой значительного количества энергии. По данным Института питания АМН СССР, за время пребывания в школе (4—6 часов) энергетические траты у детей в среднем составляли 600 кал.

Следовательно, для покрытия энергетических трат детей младшего школьного возраста завтрак должен содержать не менее 500 кал, для детей старшего возраста — 700 кал, что составляет от 20 до 25% калорийной потребности детей школьного возраста в сутки. В. А. Грачев (1960) указывает, что калорийность школьных завтраков в Англии для детей до 7 лет равна 500 кал, с 7 до 11 лет — 650 кал, старше 11 лет — 800 кал.


«Питание здорового и больного ребенка»,
В.В.Броннер

Большое значение в организации питания детей всех возрастов имеет режим питания, т. е. соблюдение определенных интервалов между приемами пищи, количественное и качественное распределение ее в течение дня. По вопросу о числе приемов пищи в литературе нет особых разногласий. Почти все авторы согласны с тем, что детей старше 134 лет следует кормить 4 раза в день…

Вопрос о распределении пищевого рациона в течение дня по объему и калорийности нельзя считать разрешенным. Общепринятым для детских учреждений является режим с четырехразовым приемом пищи, причем большинство авторов рекомендует следующий порядок кормления: в 8— 9 часов завтрак, составляющий 25% суточной калорийности; в 12—13 часов обед — 40%, а по указанию А. Ф. Тура (1947), даже…

Е. Б. Рыскина, В. Г. Кисляковская (1957) указывают, что при режиме с равномерным распределением рациона обменные процессы протекают менее благоприятно, чем при неравномерном распределении его. Авторы выявили, что при равномерном режиме питания баланс азота у детей 1 1/2 — 3 лет в среднем несколько ниже (+2,452 г), чем при неравномерном (-3,114 г). Процент усвоения азота…

Проведенные наблюдения за эвакуацией пищи из кишечника показали, что продолжительность прохождения пищи через кишечник колеблется от 22 до 31 часа, причем выявлено, что при наиболее равномерном распределении рациона опорожнение происходит в основном через 24 часа. Как видно из изложенного, при третьем режиме у детей не наблюдалось длительной задержки нищи в желудочно-кишечном тракте. Дети хорошо насыщались,…

При решении вопроса об установлении режима питания школьников следует учитывать время занятий в школе. Для детей, занимающихся в первую смену, целесообразно установить следующий режим. Первое питание, составляющее 20—25% суточной калорийности, все дети должны получать в 7 час. 30 мин. — 8 часов утра. Второе питание, составляющее около 20% по калорийности, дети должны получать в школе…

Популярное
Новое Прочее