Обычно случаи, в которых ревматический процесс протекает более доброкачественно, с более ясно выраженным началом и концом отдельного ревматического приступа, с более редкими рецидивами — это случаи без очаговой инфекции.
У детей, больных ревматизмом и имеющих хронические тонзиллиты (I группа), по данным А. А. Кириченко, поражение сердца наблюдается в 2,5 раза чаще (70,6%), чем у больных ревматизмом детей без хронических тонзиллитов (II группа).
При этом у детей I группы ревмокардиты протекают тяжелее, в виде панкардитов, повторных миокардитов, эндокардитов и эндомиокардитов. Катастрофическое течение ревматического заболевания автор наблюдал только у детей I группы.
Затяжное и непрерывно рецидивирующее течение ревматизма у детей этой группы было отмечено в два с половиной раза чаще, течение легкой и средней тяжести — в два раза реже и латентное — в четыре раза реже, чем у детей II группы. У больных ревматизмом детей I группы преобладает расстройство кровообращения II и III степени; у детей II группы нарушение гемодинамики не превышает II-А степени. Летальность от ревматизма среди детей I группы в восемь раз больше, чем у детей II группы.
Очаговая инфекция усиливает и поддерживает течение ревматического процесса, содействует его генерализации и затяжному волнообразному ходу, с частыми обострениями и рецидивами. Наиболее часто в тяжело развивающихся, непрерывно рецидивирующих формах ревматизма, наряду с ревматическим процессом, принимают участие очаговые и интеркуррентные инфекции.
Даже более того, очаговая и интеркуррентная инфекция вовлекаются в клиническую картину ревматической болезни, принимая участие в оформлении отдельных признаков и синдромов.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов