Наши исследования дают нам право считать наличие у большинства больных детей очаговых инфекций основным фактором поддержания субфебрильной температуры.
В пользу такого мнения можно привести следующие доводы:
Ход температурной кривой зависит от состояния очагов. При их обострении температурная кривая повышается, при затихании падает. Нередко причиной рецидивирующей хронической температуры может стать какое-либо интеркуррентное заболевание, чаще всего вирусного происхождения (афтозная инфекция, вирусные катары верхних дыхательных путей и др.).
На ход субфебрильной стойкой тем. Температуры не оказывает влияния динамика ревматического процесса. Обычно в нашу клинику дети поступали с уже выраженной очаговой инфекцией. У них температура наблюдается чаще всего еще при поступлении. Несмотря на энергичное противоревматическое лечение и затихание как клинических, так и параклинических показателей (РОЭ, картина крови, ДФА-реакция, ЦРБ, электрофорез, проба Вельтмана), температура не понижается.
На температурную кривую не влияет противоревматическое лечение. Несмотря на применение больших доз гормонов (до 40 — 50 мг кортансила) в сочетании с максимальными дозами пирамидона или аспирина, которыми мы пытаемся нормализовать субфебрильную температуру, температурная кривая не изменяется.
На температурную кривую оказывает влияние лечение очаговой инфекции. У одной части больных, применяя большие дозы антибиотиков, нам удается нормализовать температуру. В других случаях нам удается справиться с субфебрильной температурой лишь после радикального удаления очага.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов