
Заболевший организм в результате уменьшения защитных сил и повышенной чувствительности даже во внеприступном периоде представляет собой благоприятный объект для различных инфекционных агентов и для хронифицирования различных инфекций. Они нарушают спокойное течение затихшего ревматического процесса, вызывают появление легких волн типа «субатак» Штейнберга, и внеприступный период, в сущности, превращается в «амбулаторный ревматизм» Талалаева, или в бесприступную форму ревматизма, по нашему определению.
В ряде случаев описанная картина заболевания является непосредственным выражением интеркуррентного или сопутствующего хронического заболевания. В таких случаях ревматизм является фактором, который, повышая реактивность организма, содействует более легкому выведению его из равновесия и подвержению его действию добавочного инфекционного агента.
Из этого следует, что у больных ревматизмом детей достаточно наличия значительно меньшего очага и более слабо выраженного инфекционного начала, чтобы вызвать описанную тонзиллярную интоксикацию у детей без ревматизма. Иногда такой очаг может не быть клинически выражен и, несмотря на это, вызывать патологические отклонения.
Основание для такого объяснения субкомпенсированного внеприступного периода дает нам то обстоятельство, что мы наблюдали его главным образом у детей с известными очаговыми или иными инфекциями. Субкомпенсированный характер внеприступного периода наблюдается реже в летние месяцы и учащается в осенне-зимние и зимне-весенние, когда учащаются и сопутствующие инфекции.
При лечении и стойкой санации различных очаговых и хронических интеркуррентных инфекций субкомпенсированный внеприступный период чаще всего превращается в компенсированный.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов
Цукерштейн, например, отмечает, что у 60% больных ревматизмом детей в период полового созревания ревматический процесс начинается исподволь, а у 40% — более остро, однако без резко выраженных симптомов интоксикации. Наша установка по этому вопросу определяется тем обстоятельством, что перестройка организма в период полового созревания протекает неодинаково у всех детей. При нормальном взаимодействии различных факторов, обусловливающих…
Признак пола сказывается и на темпах нарастания заболеваний между мальчиками и девочками. Это различие также больше всего при нервной форме ревматизма (у девочек — 2,67, У мальчиков — 1,48 для возраста 11 — 13 лет). Ранние признаки ревматизма у детей в период полового созревания не имеют существенных различий от признаков, наблюдаемых у детей более младшего…
Девочка В. Т. 14 лет б. 965/30. XII. 1963 г., заболела ревматизмом в 1962 г. через несколько месяцев после первой менструации. Начало заболевания сопровождалось ясно выраженными суставным и сердечным синдромами. Ревматический процесс после первого приступа стих без особенных стойких поражений сердца. Впоследствии однако он рецидивировал снова сравнительно бурно. Заболевание перешло в непрерывно рецидивирующую форму (в…
В период пубертатного оформления у девочки развилась гиперергическая реакция, выразившаяся особым суставным синдромом. Развилась веретенообразная деформация пальцев, суставная реакция держалась настолько долго, что возникла необходимость серьезного пересмотра диагноза в отношении хронического полиартрита. Только на основании значительных поражений сердца, характерных для ревматического заболевания, диагноз ревматизма являлся наиболее вероятным. Он был подтвержден и дальнейшим ходом заболевания. Подострое…
Вследствие незначительной выраженности экссудативного компонента ревматического заболевания гиперергические реакции со стороны внутренних органов чаще всего отсутствуют. Поэтому и поражения внутренних органов наблюдаются реже (ревматические пневмонии, плевриты, гепатиты, нефриты и пр.). При более углубленном исследовании можно обнаружить данные о незначительном поражении почек (микроэритроцитурия), нечеткое увеличение печени, иногда болезненной при пальпации, с лабораторными данными, свидетельствующими о нарушении…