Основные биологические закономерности в процессе развития организма ребенка

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста / Основные биологические закономерности в процессе развития организма ребенка

Из основных биологических закономерностей в процессе развития организма ребенка можно отметить:

  1. Гетерохронность, т. е. неравномерность в развитии и созревании отдельных органов и систем.
  2. Потребность в двигательной активности.
  3. Наличие так называемых критических периодов, когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям.
  4. Особенности периода раннего детства, его специфические черты.

Гетерохронность развития выражается в том, что к моменту рождения ребенка одни органы и системы оказываются более зрелыми, чем другие.

Например, нервные клетки, обеспечивающие функции сосания, готовы к своей специфической деятельности тогда, когда развитие нервной системы находится еще на уровне незакрытой нервной трубки.

Рано начинают функционировать все компоненты системы, обеспечивающей двигательную активность плода. На 1-м году жизни ребенка наиболее интенсивно идет развитие пищеварительной системы, кровообращения и системы локомоций. На 2-м году на фоне продолжающегося развития всех систем наиболее активно развивается система иммуногенеза и бронхо-легочный аппарат.

На 3-м году интенсивно развиваются координация движений, функции кистей рук, высшая нервная деятельность, обеспечивающая развитие речевого общения и усложнение психических функций.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Ограниченность в движениях также нарушает поведение малыша. К неправильным воспитательным подходам к ребенку относятся обилие запрещений, частые требования затормозить его действия, что является для ребенка трудной задачей. Очень неблагоприятно отсутствие единства воспитания. Причиной нарушения уравновешенности поведения может быть также дефицит общения со взрослыми. Как особую форму нарушения возбудимости следует отметить утомление. Причинами его наступления часто…

Число мочеиспусканий у детей 2 — 3 лет равно 10, в дошкольном возрасте 6 — 7 раз в сутки. Количество выделяемой жидкости зависит от многих причин (количество и качество пищи, выпитой жидкости, температуры помещения и др.). Плотность мочи после рождения относительно высока (1006 — 1018), у детей грудного возраста она падает до 1003 — 1005,…

Слюнные железы Слюнные железы после рождения недостаточно дифференцированы и слюны выделяется мало; ее количество увеличивается, начиная с 3 — 4-месячного возраста. Пищевод у детей раннего возраста относительно длиннее, чем у взрослого и имеет воронкообразную форму. Слизистая оболочка его нежна, богата сосудами, но сухая в связи со слабым развитием слизистых желез. Желудок находится в левом подреберье…

Проницаемость стенок кишечника у детей раннего возраста повышена, что особенно выражено на 1-м году жизни. Это облегчает развитие токсикоза; кишечные инфекции часто сопровождаются нейротоксикозом и поражением сердечно-сосудистой системы. Кишечник сразу после рождения стерилен, но с первых часов после рождения начинается микробное обсеменение, в разных отделах пищеварительного тракта здорового ребенка содержится характерная для них микрофлора. Меньше…

Морфофункциональное развитие нервной системы в антенатальном периоде проходит определенные этапы, связанные с постепенным созреванием разных отделов центральной нервной системы и периферических нервных элементов и совершенствованием их функций. Ребенок после рождения обладает анатомически полным набором структур, однако их окончательное морфологическое созревание и главным образом функциональная активность формируется в постнатальном онтогенезе. Головной мозг является органом, играющим наиболее…

Популярное
Новое Прочее