Основные биологические закономерности в процессе развития организма ребенка

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста / Основные биологические закономерности в процессе развития организма ребенка

Из основных биологических закономерностей в процессе развития организма ребенка можно отметить:

  1. Гетерохронность, т. е. неравномерность в развитии и созревании отдельных органов и систем.
  2. Потребность в двигательной активности.
  3. Наличие так называемых критических периодов, когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям.
  4. Особенности периода раннего детства, его специфические черты.

Гетерохронность развития выражается в том, что к моменту рождения ребенка одни органы и системы оказываются более зрелыми, чем другие.

Например, нервные клетки, обеспечивающие функции сосания, готовы к своей специфической деятельности тогда, когда развитие нервной системы находится еще на уровне незакрытой нервной трубки.

Рано начинают функционировать все компоненты системы, обеспечивающей двигательную активность плода. На 1-м году жизни ребенка наиболее интенсивно идет развитие пищеварительной системы, кровообращения и системы локомоций. На 2-м году на фоне продолжающегося развития всех систем наиболее активно развивается система иммуногенеза и бронхо-легочный аппарат.

На 3-м году интенсивно развиваются координация движений, функции кистей рук, высшая нервная деятельность, обеспечивающая развитие речевого общения и усложнение психических функций.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Число мочеиспусканий у детей 2 — 3 лет равно 10, в дошкольном возрасте 6 — 7 раз в сутки. Количество выделяемой жидкости зависит от многих причин (количество и качество пищи, выпитой жидкости, температуры помещения и др.). Плотность мочи после рождения относительно высока (1006 — 1018), у детей грудного возраста она падает до 1003 — 1005,…

Слюнные железы Слюнные железы после рождения недостаточно дифференцированы и слюны выделяется мало; ее количество увеличивается, начиная с 3 — 4-месячного возраста. Пищевод у детей раннего возраста относительно длиннее, чем у взрослого и имеет воронкообразную форму. Слизистая оболочка его нежна, богата сосудами, но сухая в связи со слабым развитием слизистых желез. Желудок находится в левом подреберье…

Проницаемость стенок кишечника у детей раннего возраста повышена, что особенно выражено на 1-м году жизни. Это облегчает развитие токсикоза; кишечные инфекции часто сопровождаются нейротоксикозом и поражением сердечно-сосудистой системы. Кишечник сразу после рождения стерилен, но с первых часов после рождения начинается микробное обсеменение, в разных отделах пищеварительного тракта здорового ребенка содержится характерная для них микрофлора. Меньше…

Морфофункциональное развитие нервной системы в антенатальном периоде проходит определенные этапы, связанные с постепенным созреванием разных отделов центральной нервной системы и периферических нервных элементов и совершенствованием их функций. Ребенок после рождения обладает анатомически полным набором структур, однако их окончательное морфологическое созревание и главным образом функциональная активность формируется в постнатальном онтогенезе. Головной мозг является органом, играющим наиболее…

Способ функционирования мозга заключается в восприятии и переработке информации с формированием на заключительном этапе той или иной адекватной реакции. Восприятие идет через рецепторный аппарат и систему анализаторов, переработка осуществляется главным образом с участием лобных долей мозга, адекватная реакция формируется на уровне интегративпых, или так называемых пусковых, систем. В этом сложном комплексе большая роль принадлежит лимбокортикальным…

Популярное
Новое Прочее