Основные биологические закономерности в процессе развития организма ребенка

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста / Основные биологические закономерности в процессе развития организма ребенка

Из основных биологических закономерностей в процессе развития организма ребенка можно отметить:

  1. Гетерохронность, т. е. неравномерность в развитии и созревании отдельных органов и систем.
  2. Потребность в двигательной активности.
  3. Наличие так называемых критических периодов, когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям.
  4. Особенности периода раннего детства, его специфические черты.

Гетерохронность развития выражается в том, что к моменту рождения ребенка одни органы и системы оказываются более зрелыми, чем другие.

Например, нервные клетки, обеспечивающие функции сосания, готовы к своей специфической деятельности тогда, когда развитие нервной системы находится еще на уровне незакрытой нервной трубки.

Рано начинают функционировать все компоненты системы, обеспечивающей двигательную активность плода. На 1-м году жизни ребенка наиболее интенсивно идет развитие пищеварительной системы, кровообращения и системы локомоций. На 2-м году на фоне продолжающегося развития всех систем наиболее активно развивается система иммуногенеза и бронхо-легочный аппарат.

На 3-м году интенсивно развиваются координация движений, функции кистей рук, высшая нервная деятельность, обеспечивающая развитие речевого общения и усложнение психических функций.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Проницаемость стенок кишечника у детей раннего возраста повышена, что особенно выражено на 1-м году жизни. Это облегчает развитие токсикоза; кишечные инфекции часто сопровождаются нейротоксикозом и поражением сердечно-сосудистой системы. Кишечник сразу после рождения стерилен, но с первых часов после рождения начинается микробное обсеменение, в разных отделах пищеварительного тракта здорового ребенка содержится характерная для них микрофлора. Меньше…

Морфофункциональное развитие нервной системы в антенатальном периоде проходит определенные этапы, связанные с постепенным созреванием разных отделов центральной нервной системы и периферических нервных элементов и совершенствованием их функций. Ребенок после рождения обладает анатомически полным набором структур, однако их окончательное морфологическое созревание и главным образом функциональная активность формируется в постнатальном онтогенезе. Головной мозг является органом, играющим наиболее…

Способ функционирования мозга заключается в восприятии и переработке информации с формированием на заключительном этапе той или иной адекватной реакции. Восприятие идет через рецепторный аппарат и систему анализаторов, переработка осуществляется главным образом с участием лобных долей мозга, адекватная реакция формируется на уровне интегративпых, или так называемых пусковых, систем. В этом сложном комплексе большая роль принадлежит лимбокортикальным…

Мозговая ткань ребенка богата водой, мало содержит лецитина и других белковых веществ. После рождения продолжается изменение формы и величины борозд и извилин; особенно энергично оно происходит в первые 5 лет жизни. Число клеток макроглии в полушариях большого мозга новорожденного такое же, как у взрослого, но по строению они еще незрелые. Созревание клеток коры заканчивается к…

Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Эти качества сохраняются на протяжении всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей. При нормальном развитии ребенка три реакции достигают стадии автоматизма в первые 3 года жизни: хватательная функция кисти — к концу 1-го года…

Популярное
Новое Прочее