Роль двигательной активности в развитии организма

Роль двигательной активности в развитии организма можно проследить, начиная с внутриутробного периода. После имплантации оплодотворенной яйцеклетки в стенку матки зародыш начинает производить колебательные движения, стимулирующие его рост и развитие плацентарной ткани.

Родившийся здоровым новорожденный способен к общей некоординированной мышечной деятельности. Эта двигательная активность при правильных воспитательных воздействиях трансформируется в первые акты координированной локомоции — удерживание головы, формирование хватательной функции кисти, переворачивание, ползание и др.

На 2-м году жизни отрабатывается в основном функция ходьбы, на 3-м — координация всех движений. На протяжении антенатального развития необходимо выделить критические периоды, когда сначала эмбрион, а затем плод наиболее чувствительны по отношению к повреждающим факторам.

Первый критический период наблюдается в 12 — 15 нед беременности, когда идет основная закладка органов и тканей. Второй критический период приходится на 26 — 28-ю неделю беременности, когда у плода происходит активное формирование функциональных систем.

К критическим периодам жизни ребенка можно отнести период новорожденности, когда любой инфекционный агент может вызвать генерализованное заболевание; время первого прикорма и переход на новые виды пищи, когда меняется ферментативная активность и часто наблюдаются срывы в системе пищеварения; начало самостоятельной ходьбы, когда с изменением центра тяжести меняется и кровенаполнение внутренних органов, ребенок легко травмируется.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Число мочеиспусканий у детей 2 — 3 лет равно 10, в дошкольном возрасте 6 — 7 раз в сутки. Количество выделяемой жидкости зависит от многих причин (количество и качество пищи, выпитой жидкости, температуры помещения и др.). Плотность мочи после рождения относительно высока (1006 — 1018), у детей грудного возраста она падает до 1003 — 1005,…

Слюнные железы Слюнные железы после рождения недостаточно дифференцированы и слюны выделяется мало; ее количество увеличивается, начиная с 3 — 4-месячного возраста. Пищевод у детей раннего возраста относительно длиннее, чем у взрослого и имеет воронкообразную форму. Слизистая оболочка его нежна, богата сосудами, но сухая в связи со слабым развитием слизистых желез. Желудок находится в левом подреберье…

Проницаемость стенок кишечника у детей раннего возраста повышена, что особенно выражено на 1-м году жизни. Это облегчает развитие токсикоза; кишечные инфекции часто сопровождаются нейротоксикозом и поражением сердечно-сосудистой системы. Кишечник сразу после рождения стерилен, но с первых часов после рождения начинается микробное обсеменение, в разных отделах пищеварительного тракта здорового ребенка содержится характерная для них микрофлора. Меньше…

Морфофункциональное развитие нервной системы в антенатальном периоде проходит определенные этапы, связанные с постепенным созреванием разных отделов центральной нервной системы и периферических нервных элементов и совершенствованием их функций. Ребенок после рождения обладает анатомически полным набором структур, однако их окончательное морфологическое созревание и главным образом функциональная активность формируется в постнатальном онтогенезе. Головной мозг является органом, играющим наиболее…

Способ функционирования мозга заключается в восприятии и переработке информации с формированием на заключительном этапе той или иной адекватной реакции. Восприятие идет через рецепторный аппарат и систему анализаторов, переработка осуществляется главным образом с участием лобных долей мозга, адекватная реакция формируется на уровне интегративпых, или так называемых пусковых, систем. В этом сложном комплексе большая роль принадлежит лимбокортикальным…

Популярное
Новое Прочее