На 3-м году жизни особенно ранима психика ребенка. Это проявляется в более выраженных реакциях на изменение условий жизни или неадекватные педагогические воздействия. Период раннего детства имеет свои специфические черты. Первая — это чрезвычайно быстрый темп развития всех органов и систем.

К моменту рождения ребенка они еще полностью не сформированы; морфологическое и функциональное развитие продолжается во всех периодах детства; темп его тем выше, чем моложе ребенок. За 1-й год жизни ребенок утраивает массу тела, вырастает на 25 см, начинает ходить.

Происходит морфологическое созревание головного мозга, очень интенсивно идет и психическое развитие ребенка. На 2-м и 3-м году жизни темп развития замедляется незначительно. Быстрый темп развития определяет и высокую ранимость организма ребенка — чем моложе ребенок, тем легче он заболевает. С другой стороны, эта особенность несет в себе и высокую пластичность.

При своевременном определении отклонений в состоянии здоровья и проведении соответствующих лечебных и корригирующих мероприятий эти отклонения могут быть ликвидированы. У детей первых 3 лет жизни при ранней диагностике и правильном лечении не формируется хроническая патология, если она не обусловлена генетическими факторами.

Путем целенаправленных воспитательных воздействий можно предупредить и отставание в физическом и нервно-психическом развитии, если оно достаточно рано выявлено.

Вторая — взаимозависимость физического и нервно-психического развития и состояния здоровья. Чем моложе ребенок, тем ярче она проявляется. Этому есть физиологическое обоснование.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Способ функционирования мозга заключается в восприятии и переработке информации с формированием на заключительном этапе той или иной адекватной реакции. Восприятие идет через рецепторный аппарат и систему анализаторов, переработка осуществляется главным образом с участием лобных долей мозга, адекватная реакция формируется на уровне интегративпых, или так называемых пусковых, систем. В этом сложном комплексе большая роль принадлежит лимбокортикальным…

Мозговая ткань ребенка богата водой, мало содержит лецитина и других белковых веществ. После рождения продолжается изменение формы и величины борозд и извилин; особенно энергично оно происходит в первые 5 лет жизни. Число клеток макроглии в полушариях большого мозга новорожденного такое же, как у взрослого, но по строению они еще незрелые. Созревание клеток коры заканчивается к…

Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Эти качества сохраняются на протяжении всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей. При нормальном развитии ребенка три реакции достигают стадии автоматизма в первые 3 года жизни: хватательная функция кисти — к концу 1-го года…

Условнорефлекторные реакции ребенка первых месяцев жизни превращаются постепенно в сложные формы человеческого поведения, неразрывно связанные с активной мыслительной деятельностью. Все вышеизложенное касалось способности совершать какие-то действия, проявлять умения или осуществлять поведенческие акты, т. е. активно действовать. В основе этого лежит состояние возбуждения нервных клеток. Сложные организмы обладают еще одной специфической функцией — прекращения активной деятельности,…

Сущность «встречи двух возбуждений» заключается в том, что, если одномоментно возбуждаются две функциональные системы, то через некоторое время система, менее значимая в данный момент для организма, приходит в состояние торможения. На этом феномене основана работа антагонистических систем: мышц-сгибателей и разгибателей, актов глотания и дыхания и др. У детей данная реакция наблюдается в виде так называемого…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее