Анатомо-физиологические особенности развития основных жизнеобеспечивающих систем

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста / Анатомо-физиологические особенности развития основных жизнеобеспечивающих систем

Кожа выполняет многообразные функции: рецепторную, защитную, выделительную, секреторную, обменную, терморегулирующую, дыхательную. Нервный аппарат кожи ребенка раннего возраста (кожные рецепторы) недостаточно развит и функции кожи во многих отношениях еще несовершенны. Кожа ребенка снабжена множеством сосудов, отличается повышенным содержанием влаги, имеет хорошо развитую подкожно-жировую клетчатку.

Анатомической особенностью кожи является разнообразие и большое число не полностью созревших соединительнотканных клеток; некоторые из них (тучные клетки) вырабатывают биологически активные вещества и ферменты, способствующие относительно легкому возникновению у детей аллергических реакций. Кожа выполняет выделительную функцию: через нее из организма выводятся шлаки.

Это обеспечивается тонкостью рогового слоя, усиленным кровообращением и относительно большой поверхностью кожи.

У маленьких детей недостаточно развита теплорегулирующая функция кожи: потовые железы не закончили своего развития, поэтому потеря воды и минеральных веществ у детей в раннем возрасте в 2 — 3 раза больше, чем у взрослых.

Для сохранения водного и солевого равновесия организм ребенка нуждается в строгом соблюдении режима питания и питья. В детском возрасте происходит быстрое охлаждение тела при понижении температуры воздуха и перегревание при ее повышении. У детей хорошо развита всасывательная функция кожи.

Это необходимо учитывать при назначении ребенку лекарственных веществ в виде мазей, строго соблюдая возрастную дозировку. В жизнедеятельности организма ребенка дыхательная функция кожи играет гораздо большую роль, чем у взрослого. У ребенка раннего возраста очень несовершенны защитные возможности кожи. Трещины и ссадины на коже ребенка могут явиться воротами для любой инфекции.

Наряду с этим кожа ребенка обладает более высокой восстановительной способностью по сравнению с кожей взрослого; грануляция и эпителизация раневых поверхностей у детей идет значительно быстрее.

Важной функцией кожи является образование в ней витамина D.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Эти качества сохраняются на протяжении всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей. При нормальном развитии ребенка три реакции достигают стадии автоматизма в первые 3 года жизни: хватательная функция кисти — к концу 1-го года…

Условнорефлекторные реакции ребенка первых месяцев жизни превращаются постепенно в сложные формы человеческого поведения, неразрывно связанные с активной мыслительной деятельностью. Все вышеизложенное касалось способности совершать какие-то действия, проявлять умения или осуществлять поведенческие акты, т. е. активно действовать. В основе этого лежит состояние возбуждения нервных клеток. Сложные организмы обладают еще одной специфической функцией — прекращения активной деятельности,…

Сущность «встречи двух возбуждений» заключается в том, что, если одномоментно возбуждаются две функциональные системы, то через некоторое время система, менее значимая в данный момент для организма, приходит в состояние торможения. На этом феномене основана работа антагонистических систем: мышц-сгибателей и разгибателей, актов глотания и дыхания и др. У детей данная реакция наблюдается в виде так называемого…

На 2-м году жизни должен активно формироваться навык самостоятельной еды. У ребенка 3-го года жизни для тренировки спокойного ожидания могут быть использованы и физиологические потребности. В этом возрасте ребенок, например, должен уметь спокойно подождать 5 — 6 мин, пока остальные дети, сидящие за столом, закончат есть. На основе физиологической реакции запаздывания формируются волевые качества личности….

Положительные воздействия на развитие и поведение ребенка возможны лишь тогда, когда он находится в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, настроение его уравновешенно. Это состояние характеризуется следующими моментами. Сила ответных реакций соответствует силе раздражителя. Так, на резкий звук или звонок в дверь ребенок отвлекается от игры, бежит к двери; слабый звук может вызвать лишь поворот головы…

Популярное
Новое Прочее