Анатомо-физиологические особенности развития основных жизнеобеспечивающих систем

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста / Анатомо-физиологические особенности развития основных жизнеобеспечивающих систем

Кожа выполняет многообразные функции: рецепторную, защитную, выделительную, секреторную, обменную, терморегулирующую, дыхательную. Нервный аппарат кожи ребенка раннего возраста (кожные рецепторы) недостаточно развит и функции кожи во многих отношениях еще несовершенны. Кожа ребенка снабжена множеством сосудов, отличается повышенным содержанием влаги, имеет хорошо развитую подкожно-жировую клетчатку.

Анатомической особенностью кожи является разнообразие и большое число не полностью созревших соединительнотканных клеток; некоторые из них (тучные клетки) вырабатывают биологически активные вещества и ферменты, способствующие относительно легкому возникновению у детей аллергических реакций. Кожа выполняет выделительную функцию: через нее из организма выводятся шлаки.

Это обеспечивается тонкостью рогового слоя, усиленным кровообращением и относительно большой поверхностью кожи.

У маленьких детей недостаточно развита теплорегулирующая функция кожи: потовые железы не закончили своего развития, поэтому потеря воды и минеральных веществ у детей в раннем возрасте в 2 — 3 раза больше, чем у взрослых.

Для сохранения водного и солевого равновесия организм ребенка нуждается в строгом соблюдении режима питания и питья. В детском возрасте происходит быстрое охлаждение тела при понижении температуры воздуха и перегревание при ее повышении. У детей хорошо развита всасывательная функция кожи.

Это необходимо учитывать при назначении ребенку лекарственных веществ в виде мазей, строго соблюдая возрастную дозировку. В жизнедеятельности организма ребенка дыхательная функция кожи играет гораздо большую роль, чем у взрослого. У ребенка раннего возраста очень несовершенны защитные возможности кожи. Трещины и ссадины на коже ребенка могут явиться воротами для любой инфекции.

Наряду с этим кожа ребенка обладает более высокой восстановительной способностью по сравнению с кожей взрослого; грануляция и эпителизация раневых поверхностей у детей идет значительно быстрее.

Важной функцией кожи является образование в ней витамина D.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Число мочеиспусканий у детей 2 — 3 лет равно 10, в дошкольном возрасте 6 — 7 раз в сутки. Количество выделяемой жидкости зависит от многих причин (количество и качество пищи, выпитой жидкости, температуры помещения и др.). Плотность мочи после рождения относительно высока (1006 — 1018), у детей грудного возраста она падает до 1003 — 1005,…

Слюнные железы Слюнные железы после рождения недостаточно дифференцированы и слюны выделяется мало; ее количество увеличивается, начиная с 3 — 4-месячного возраста. Пищевод у детей раннего возраста относительно длиннее, чем у взрослого и имеет воронкообразную форму. Слизистая оболочка его нежна, богата сосудами, но сухая в связи со слабым развитием слизистых желез. Желудок находится в левом подреберье…

Проницаемость стенок кишечника у детей раннего возраста повышена, что особенно выражено на 1-м году жизни. Это облегчает развитие токсикоза; кишечные инфекции часто сопровождаются нейротоксикозом и поражением сердечно-сосудистой системы. Кишечник сразу после рождения стерилен, но с первых часов после рождения начинается микробное обсеменение, в разных отделах пищеварительного тракта здорового ребенка содержится характерная для них микрофлора. Меньше…

Морфофункциональное развитие нервной системы в антенатальном периоде проходит определенные этапы, связанные с постепенным созреванием разных отделов центральной нервной системы и периферических нервных элементов и совершенствованием их функций. Ребенок после рождения обладает анатомически полным набором структур, однако их окончательное морфологическое созревание и главным образом функциональная активность формируется в постнатальном онтогенезе. Головной мозг является органом, играющим наиболее…

Способ функционирования мозга заключается в восприятии и переработке информации с формированием на заключительном этапе той или иной адекватной реакции. Восприятие идет через рецепторный аппарат и систему анализаторов, переработка осуществляется главным образом с участием лобных долей мозга, адекватная реакция формируется на уровне интегративпых, или так называемых пусковых, систем. В этом сложном комплексе большая роль принадлежит лимбокортикальным…

Популярное
Новое Прочее