Легкие ребенка до рождения находятся в спавшемся состоянии. После рождения происходит увеличение объема легких и дифференцирование легочной ткани. В раннем возрасте легкие богаты соединительной тканью, обильно снабжены кровеносными сосудами; капилляры и лимфатические щели широкие, эластическая ткань развита слабо.

Поэтому у детей в этом возрасте легкие менее воздушны и эластичны, более плотны и полнокровны.

Это облегчает развитие застоя, ателектаза, эмфиземы, возникновение воспалительного процесса. Плевра в грудном возрасте тонка, плевральная полость легко растяжима. Диафрагма расположена относительно выше, чем у взрослого. В раннем детском возрасте сокращение диафрагмы слабое. Все условия, затрудняющие движения диафрагмы (метеоризм, увеличение печени), ухудшают вентиляцию легких.

Грудная клетка у грудного ребенка выпуклая, относительно короткая; ребра расположены горизонтально и под прямым углом к позвоночнику. Поскольку в первые месяцы жизни легкие больше грудной клетки, вентиляция недостаточно полная, затруднен полный выдох. На 2-м году жизни интенсивно изменяются форма грудной клетки и положение ребер. Дыхательная мускулатура в раннем возрасте развита слабо.

Анатомическое строение обусловливает и определенные функциональные особенности. Дыхание у детей более поверхностное, чем у взрослого, а частота дыхания значительно больше. В динамике — от периода новорожденное до конца 3-го года жизни частота дыхательных движений уменьшается от 50 — 60 до 25 — 30 в минуту.

Частое и поверхностное дыхание ухудшает использование кислорода и затрудняет выделение углекислоты. Ритм дыхания у детей резко нарушается под влиянием внешних факторов. Сердечно-сосудистая система ребенка значительно отличается от таковой взрослого.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Мозговая ткань ребенка богата водой, мало содержит лецитина и других белковых веществ. После рождения продолжается изменение формы и величины борозд и извилин; особенно энергично оно происходит в первые 5 лет жизни. Число клеток макроглии в полушариях большого мозга новорожденного такое же, как у взрослого, но по строению они еще незрелые. Созревание клеток коры заканчивается к…

Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Эти качества сохраняются на протяжении всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей. При нормальном развитии ребенка три реакции достигают стадии автоматизма в первые 3 года жизни: хватательная функция кисти — к концу 1-го года…

Условнорефлекторные реакции ребенка первых месяцев жизни превращаются постепенно в сложные формы человеческого поведения, неразрывно связанные с активной мыслительной деятельностью. Все вышеизложенное касалось способности совершать какие-то действия, проявлять умения или осуществлять поведенческие акты, т. е. активно действовать. В основе этого лежит состояние возбуждения нервных клеток. Сложные организмы обладают еще одной специфической функцией — прекращения активной деятельности,…

Сущность «встречи двух возбуждений» заключается в том, что, если одномоментно возбуждаются две функциональные системы, то через некоторое время система, менее значимая в данный момент для организма, приходит в состояние торможения. На этом феномене основана работа антагонистических систем: мышц-сгибателей и разгибателей, актов глотания и дыхания и др. У детей данная реакция наблюдается в виде так называемого…

На 2-м году жизни должен активно формироваться навык самостоятельной еды. У ребенка 3-го года жизни для тренировки спокойного ожидания могут быть использованы и физиологические потребности. В этом возрасте ребенок, например, должен уметь спокойно подождать 5 — 6 мин, пока остальные дети, сидящие за столом, закончат есть. На основе физиологической реакции запаздывания формируются волевые качества личности….

Популярное
Новое Прочее