Артериальное давление у детей ниже, чем у взрослых вследствие большей ширины просвета сосудов, большей податливости сосудистой стенки и меньшей нагнетательной способности сердца.

У новорожденного артериальное давление в среднем составляет 70 — 74 мм рт. ст., к году оно достигает 80 — 85 мм рт. ст. Особенно значительно артериальное давление повышается в первые 2 года жизни. В раннем возрасте артериальное давление отличается большой лабильностью. Кровь доставляет к тканям питательные вещества и переносит продукты обмена.

Движением крови обеспечивается приток кислорода к тканям и перенос углекислого газа в легкие. Кровь является также транспортером гормонов; ее компоненты — лейкоциты и лимфоциты являются неспецифическими факторами защиты, а белки плазмы обладают иммунными свойствами.

Кроветворными органами в эмбриональной жизни являются печень, селезенка, костный мозг и лимфатическая система. У ребенка раннего возраста кроветворение происходит во всех костях, а в дальнейшем эту функцию сохраняет лишь красный мозг.

В процессе роста и развития ребенка в составе крови происходят количественные и качественные изменения. Для новорожденных характерно высокое содержание гемоглобина и эритроцитов, которое постепенно начинает уменьшаться. В это время в крови еще имеется фетальный гемоглобин (около 80%).

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Эти качества сохраняются на протяжении всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей. При нормальном развитии ребенка три реакции достигают стадии автоматизма в первые 3 года жизни: хватательная функция кисти — к концу 1-го года…

Условнорефлекторные реакции ребенка первых месяцев жизни превращаются постепенно в сложные формы человеческого поведения, неразрывно связанные с активной мыслительной деятельностью. Все вышеизложенное касалось способности совершать какие-то действия, проявлять умения или осуществлять поведенческие акты, т. е. активно действовать. В основе этого лежит состояние возбуждения нервных клеток. Сложные организмы обладают еще одной специфической функцией — прекращения активной деятельности,…

Сущность «встречи двух возбуждений» заключается в том, что, если одномоментно возбуждаются две функциональные системы, то через некоторое время система, менее значимая в данный момент для организма, приходит в состояние торможения. На этом феномене основана работа антагонистических систем: мышц-сгибателей и разгибателей, актов глотания и дыхания и др. У детей данная реакция наблюдается в виде так называемого…

На 2-м году жизни должен активно формироваться навык самостоятельной еды. У ребенка 3-го года жизни для тренировки спокойного ожидания могут быть использованы и физиологические потребности. В этом возрасте ребенок, например, должен уметь спокойно подождать 5 — 6 мин, пока остальные дети, сидящие за столом, закончат есть. На основе физиологической реакции запаздывания формируются волевые качества личности….

Положительные воздействия на развитие и поведение ребенка возможны лишь тогда, когда он находится в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, настроение его уравновешенно. Это состояние характеризуется следующими моментами. Сила ответных реакций соответствует силе раздражителя. Так, на резкий звук или звонок в дверь ребенок отвлекается от игры, бежит к двери; слабый звук может вызвать лишь поворот головы…

Популярное
Новое Прочее