Морфофункциональное развитие нервной системы

Морфофункциональное развитие нервной системы в антенатальном периоде проходит определенные этапы, связанные с постепенным созреванием разных отделов центральной нервной системы и периферических нервных элементов и совершенствованием их функций. Ребенок после рождения обладает анатомически полным набором структур, однако их окончательное морфологическое созревание и главным образом функциональная активность формируется в постнатальном онтогенезе.

Головной мозг является органом, играющим наиболее важную роль в жизнедеятельности человека. И. П. Павлов назвал мозг органом приспособления к окружающей среде. В головном мозге различают мозговой ствол, промежуточный мозг, включающий гипоталамус, мозжечок и большой мозг.

Полушария большого мозга состоят из лобной, височной, теменной, затылочной и островковой долей. Оба полушария связаны мозолистым телом, что увеличивает надежность действия системы.

Для человека характерна дифференциация функций правого и левого полушария, которая формируется постепенно в процессе постнатального развития. К морфологическим особенностям мозга человека относятся: большой удельный вес лобных долей мозга; редукция отделов, обеспечивающих у животных врожденные формы поведения; наличие речевых зон коры.

Свои функции мозг выполняет на основе сочетанной деятельности корковых и подкорковых структур, что обозначается термином «высшая нервная деятельность».

Это понятие было сформулировано И. П. Павловым, который для человека поставил знак равенства между терминами «психическая деятельность» и «высшая нервная деятельность». Кора большого мозга человека осуществляет две основные функции: высшую регуляцию всех жизнеобеспечивающих систем организма и сложные формы речевой и мыслительной деятельности.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Слюнные железы Слюнные железы после рождения недостаточно дифференцированы и слюны выделяется мало; ее количество увеличивается, начиная с 3 — 4-месячного возраста. Пищевод у детей раннего возраста относительно длиннее, чем у взрослого и имеет воронкообразную форму. Слизистая оболочка его нежна, богата сосудами, но сухая в связи со слабым развитием слизистых желез. Желудок находится в левом подреберье…

Проницаемость стенок кишечника у детей раннего возраста повышена, что особенно выражено на 1-м году жизни. Это облегчает развитие токсикоза; кишечные инфекции часто сопровождаются нейротоксикозом и поражением сердечно-сосудистой системы. Кишечник сразу после рождения стерилен, но с первых часов после рождения начинается микробное обсеменение, в разных отделах пищеварительного тракта здорового ребенка содержится характерная для них микрофлора. Меньше…

Способ функционирования мозга заключается в восприятии и переработке информации с формированием на заключительном этапе той или иной адекватной реакции. Восприятие идет через рецепторный аппарат и систему анализаторов, переработка осуществляется главным образом с участием лобных долей мозга, адекватная реакция формируется на уровне интегративпых, или так называемых пусковых, систем. В этом сложном комплексе большая роль принадлежит лимбокортикальным…

Мозговая ткань ребенка богата водой, мало содержит лецитина и других белковых веществ. После рождения продолжается изменение формы и величины борозд и извилин; особенно энергично оно происходит в первые 5 лет жизни. Число клеток макроглии в полушариях большого мозга новорожденного такое же, как у взрослого, но по строению они еще незрелые. Созревание клеток коры заканчивается к…

Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Эти качества сохраняются на протяжении всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей. При нормальном развитии ребенка три реакции достигают стадии автоматизма в первые 3 года жизни: хватательная функция кисти — к концу 1-го года…

Популярное
Новое Прочее