Морфофункциональное развитие нервной системы

Морфофункциональное развитие нервной системы в антенатальном периоде проходит определенные этапы, связанные с постепенным созреванием разных отделов центральной нервной системы и периферических нервных элементов и совершенствованием их функций. Ребенок после рождения обладает анатомически полным набором структур, однако их окончательное морфологическое созревание и главным образом функциональная активность формируется в постнатальном онтогенезе.

Головной мозг является органом, играющим наиболее важную роль в жизнедеятельности человека. И. П. Павлов назвал мозг органом приспособления к окружающей среде. В головном мозге различают мозговой ствол, промежуточный мозг, включающий гипоталамус, мозжечок и большой мозг.

Полушария большого мозга состоят из лобной, височной, теменной, затылочной и островковой долей. Оба полушария связаны мозолистым телом, что увеличивает надежность действия системы.

Для человека характерна дифференциация функций правого и левого полушария, которая формируется постепенно в процессе постнатального развития. К морфологическим особенностям мозга человека относятся: большой удельный вес лобных долей мозга; редукция отделов, обеспечивающих у животных врожденные формы поведения; наличие речевых зон коры.

Свои функции мозг выполняет на основе сочетанной деятельности корковых и подкорковых структур, что обозначается термином «высшая нервная деятельность».

Это понятие было сформулировано И. П. Павловым, который для человека поставил знак равенства между терминами «психическая деятельность» и «высшая нервная деятельность». Кора большого мозга человека осуществляет две основные функции: высшую регуляцию всех жизнеобеспечивающих систем организма и сложные формы речевой и мыслительной деятельности.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Условнорефлекторные реакции ребенка первых месяцев жизни превращаются постепенно в сложные формы человеческого поведения, неразрывно связанные с активной мыслительной деятельностью. Все вышеизложенное касалось способности совершать какие-то действия, проявлять умения или осуществлять поведенческие акты, т. е. активно действовать. В основе этого лежит состояние возбуждения нервных клеток. Сложные организмы обладают еще одной специфической функцией — прекращения активной деятельности,…

Сущность «встречи двух возбуждений» заключается в том, что, если одномоментно возбуждаются две функциональные системы, то через некоторое время система, менее значимая в данный момент для организма, приходит в состояние торможения. На этом феномене основана работа антагонистических систем: мышц-сгибателей и разгибателей, актов глотания и дыхания и др. У детей данная реакция наблюдается в виде так называемого…

На 2-м году жизни должен активно формироваться навык самостоятельной еды. У ребенка 3-го года жизни для тренировки спокойного ожидания могут быть использованы и физиологические потребности. В этом возрасте ребенок, например, должен уметь спокойно подождать 5 — 6 мин, пока остальные дети, сидящие за столом, закончат есть. На основе физиологической реакции запаздывания формируются волевые качества личности….

Положительные воздействия на развитие и поведение ребенка возможны лишь тогда, когда он находится в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, настроение его уравновешенно. Это состояние характеризуется следующими моментами. Сила ответных реакций соответствует силе раздражителя. Так, на резкий звук или звонок в дверь ребенок отвлекается от игры, бежит к двери; слабый звук может вызвать лишь поворот головы…

Ограниченность в движениях также нарушает поведение малыша. К неправильным воспитательным подходам к ребенку относятся обилие запрещений, частые требования затормозить его действия, что является для ребенка трудной задачей. Очень неблагоприятно отсутствие единства воспитания. Причиной нарушения уравновешенности поведения может быть также дефицит общения со взрослыми. Как особую форму нарушения возбудимости следует отметить утомление. Причинами его наступления часто…

Популярное
Новое Прочее