Способ функционирования мозга заключается в восприятии и переработке информации с формированием на заключительном этапе той или иной адекватной реакции. Восприятие идет через рецепторный аппарат и систему анализаторов, переработка осуществляется главным образом с участием лобных долей мозга, адекватная реакция формируется на уровне интегративпых, или так называемых пусковых, систем.

В этом сложном комплексе большая роль принадлежит лимбокортикальным структурам и ретикулярной формации, играющим роль энергетического и эмоционального генератора. Это позволяет говорить о так называемой функциональной морфологии мозга. Деятельность мозга характеризуется двумя основными положениями.

Экономия траты нервной энергии обусловливается отсутствием способности клеток макроглии к регенерации. Нервные клетки могут находиться либо в состоянии возбуждения, либо в состоянии торможения.

При этом могут наблюдаться феномены иррадиации (распространение одного из этих состояний на соседние участки), концентрации (когда в состоянии возбуждения остаются только структуры, необходимые для минимального обеспечения определенного действия) и индукции (когда вокруг очага возбуждения формируется зона торможения).

Принцип условного рефлекса

Заслуга открытия этого феномена принадлежит И. П. Павлову, который рефлексы, образующиеся в течение всей жизни при определенных условиях, назвал условными в отличие от врожденных (безусловных рефлексов). К безусловным рефлексам относятся пищевой, оборонительный, ориентировочный, половой. Однако одни безусловные рефлексы не обеспечивают адекватного существования в меняющихся условиях внешней среды, и поэтому у высших животных существование обеспечивается главным образом за счет условных рефлексов. Жизнь человека регулируется на качественно ином уровне — мышления и речевой деятельности. Но принцип условного рефлекса как способность формировать ответную реакцию организма с опережением по отношению к непосредственному воздействию из внешней среды сохраняет свое значение и у человека.

К моменту рождения ребенка его нервная система по сравнению с другими органами и системами наименее развита и дифференцирована. Более закончен по строению спинной мозг; головной мозг растет и развивается на протяжении многих лет.

У новорожденного масса мозга составляет 350 — 400 г, но уже к году она утраивается, а к 6 годам близка к массе мозга взрослого человека.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Слюнные железы Слюнные железы после рождения недостаточно дифференцированы и слюны выделяется мало; ее количество увеличивается, начиная с 3 — 4-месячного возраста. Пищевод у детей раннего возраста относительно длиннее, чем у взрослого и имеет воронкообразную форму. Слизистая оболочка его нежна, богата сосудами, но сухая в связи со слабым развитием слизистых желез. Желудок находится в левом подреберье…

Проницаемость стенок кишечника у детей раннего возраста повышена, что особенно выражено на 1-м году жизни. Это облегчает развитие токсикоза; кишечные инфекции часто сопровождаются нейротоксикозом и поражением сердечно-сосудистой системы. Кишечник сразу после рождения стерилен, но с первых часов после рождения начинается микробное обсеменение, в разных отделах пищеварительного тракта здорового ребенка содержится характерная для них микрофлора. Меньше…

Морфофункциональное развитие нервной системы в антенатальном периоде проходит определенные этапы, связанные с постепенным созреванием разных отделов центральной нервной системы и периферических нервных элементов и совершенствованием их функций. Ребенок после рождения обладает анатомически полным набором структур, однако их окончательное морфологическое созревание и главным образом функциональная активность формируется в постнатальном онтогенезе. Головной мозг является органом, играющим наиболее…

Мозговая ткань ребенка богата водой, мало содержит лецитина и других белковых веществ. После рождения продолжается изменение формы и величины борозд и извилин; особенно энергично оно происходит в первые 5 лет жизни. Число клеток макроглии в полушариях большого мозга новорожденного такое же, как у взрослого, но по строению они еще незрелые. Созревание клеток коры заканчивается к…

Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Эти качества сохраняются на протяжении всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей. При нормальном развитии ребенка три реакции достигают стадии автоматизма в первые 3 года жизни: хватательная функция кисти — к концу 1-го года…

Популярное
Новое Прочее