Способ функционирования мозга заключается в восприятии и переработке информации с формированием на заключительном этапе той или иной адекватной реакции. Восприятие идет через рецепторный аппарат и систему анализаторов, переработка осуществляется главным образом с участием лобных долей мозга, адекватная реакция формируется на уровне интегративпых, или так называемых пусковых, систем.

В этом сложном комплексе большая роль принадлежит лимбокортикальным структурам и ретикулярной формации, играющим роль энергетического и эмоционального генератора. Это позволяет говорить о так называемой функциональной морфологии мозга. Деятельность мозга характеризуется двумя основными положениями.

Экономия траты нервной энергии обусловливается отсутствием способности клеток макроглии к регенерации. Нервные клетки могут находиться либо в состоянии возбуждения, либо в состоянии торможения.

При этом могут наблюдаться феномены иррадиации (распространение одного из этих состояний на соседние участки), концентрации (когда в состоянии возбуждения остаются только структуры, необходимые для минимального обеспечения определенного действия) и индукции (когда вокруг очага возбуждения формируется зона торможения).

Принцип условного рефлекса

Заслуга открытия этого феномена принадлежит И. П. Павлову, который рефлексы, образующиеся в течение всей жизни при определенных условиях, назвал условными в отличие от врожденных (безусловных рефлексов). К безусловным рефлексам относятся пищевой, оборонительный, ориентировочный, половой. Однако одни безусловные рефлексы не обеспечивают адекватного существования в меняющихся условиях внешней среды, и поэтому у высших животных существование обеспечивается главным образом за счет условных рефлексов. Жизнь человека регулируется на качественно ином уровне — мышления и речевой деятельности. Но принцип условного рефлекса как способность формировать ответную реакцию организма с опережением по отношению к непосредственному воздействию из внешней среды сохраняет свое значение и у человека.

К моменту рождения ребенка его нервная система по сравнению с другими органами и системами наименее развита и дифференцирована. Более закончен по строению спинной мозг; головной мозг растет и развивается на протяжении многих лет.

У новорожденного масса мозга составляет 350 — 400 г, но уже к году она утраивается, а к 6 годам близка к массе мозга взрослого человека.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

На 2-м году жизни должен активно формироваться навык самостоятельной еды. У ребенка 3-го года жизни для тренировки спокойного ожидания могут быть использованы и физиологические потребности. В этом возрасте ребенок, например, должен уметь спокойно подождать 5 — 6 мин, пока остальные дети, сидящие за столом, закончат есть. На основе физиологической реакции запаздывания формируются волевые качества личности….

Положительные воздействия на развитие и поведение ребенка возможны лишь тогда, когда он находится в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, настроение его уравновешенно. Это состояние характеризуется следующими моментами. Сила ответных реакций соответствует силе раздражителя. Так, на резкий звук или звонок в дверь ребенок отвлекается от игры, бежит к двери; слабый звук может вызвать лишь поворот головы…

Ограниченность в движениях также нарушает поведение малыша. К неправильным воспитательным подходам к ребенку относятся обилие запрещений, частые требования затормозить его действия, что является для ребенка трудной задачей. Очень неблагоприятно отсутствие единства воспитания. Причиной нарушения уравновешенности поведения может быть также дефицит общения со взрослыми. Как особую форму нарушения возбудимости следует отметить утомление. Причинами его наступления часто…

Число мочеиспусканий у детей 2 — 3 лет равно 10, в дошкольном возрасте 6 — 7 раз в сутки. Количество выделяемой жидкости зависит от многих причин (количество и качество пищи, выпитой жидкости, температуры помещения и др.). Плотность мочи после рождения относительно высока (1006 — 1018), у детей грудного возраста она падает до 1003 — 1005,…

Слюнные железы Слюнные железы после рождения недостаточно дифференцированы и слюны выделяется мало; ее количество увеличивается, начиная с 3 — 4-месячного возраста. Пищевод у детей раннего возраста относительно длиннее, чем у взрослого и имеет воронкообразную форму. Слизистая оболочка его нежна, богата сосудами, но сухая в связи со слабым развитием слизистых желез. Желудок находится в левом подреберье…

Популярное
Новое Прочее