Мозговая ткань ребенка богата водой, мало содержит лецитина и других белковых веществ. После рождения продолжается изменение формы и величины борозд и извилин; особенно энергично оно происходит в первые 5 лет жизни. Число клеток макроглии в полушариях большого мозга новорожденного такое же, как у взрослого, но по строению они еще незрелые.

Созревание клеток коры заканчивается к 18 — 20 мес, продолговатого мозга — к 7 годам. В постнатальном онтогенезе увеличивается число клеток макроглии, идет рост нервных волокон (аксоны и дендриты). Постепенно происходит и процесс миелинизации. Миелиновая оболочка обеспечивает возможность концентрированного проведения импульса, а также участвует в процессах памяти.

Функциональные особенности развивающегося мозга характеризуются повышенной возбудимостью подкорки и склонностью к иррадиации возбуждения; чем моложе ребенок, тем более генерализованный характер имеют его реакции. Наблюдаются также повышенная эмоциональность и более выраженная ориентировочная реакция, что отражает слабость коркового звена в регуляции этих процессов.

Формирование системы высшей нервной деятельности проходит через этапы становления основных функций коры. У ребенка уже к моменту рождения есть определенные возможности, готовы к функционированию все дистантные анализаторы (ребенок слышит, видит, воспринимает боль, тепло, холод, запахи и вкусовые раздражения), имеется ряд врожденных безусловных рефлексов (сосательный, оборонительный, ориентировочный).

Еще до рождения кора большого мозга ребенка имеет определенную степень функциональной активности, что выражается в способности к условнорефлекторной деятельности.

Это подтверждается возможностью выработки условной реакции на время кормления в первые дни после рождения. На 10 — 12-й день после рождения вырабатывается сложный условный рефлекс с включением нескольких анализаторов — вестибулярного, тактильного, а затем зрительного и оборонительного. Это так называемый рефлекс положения под грудью.

Показателем достаточного уровня функциональной активности коры в периоде новорожденности служит также реакция типа «доминанта». В первые дни и недели жизни имеются пищевая и вестибулярная, а с 3-го месяца четко выявляется и ориентировочная доминанта. Пищевая доминанта характеризуется тем, что посторонние раздражители (похлопывание по щеке, стук двери и др.) усиливают сосательные движения у ребенка.

При ориентировочной доминанте, наоборот, добавочные раздражители вызывают прекращение сосания и поворот головы в сторону раздражителя. На вестибулярной доминанте основан обычай укачивания.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Эти качества сохраняются на протяжении всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей. При нормальном развитии ребенка три реакции достигают стадии автоматизма в первые 3 года жизни: хватательная функция кисти — к концу 1-го года…

Условнорефлекторные реакции ребенка первых месяцев жизни превращаются постепенно в сложные формы человеческого поведения, неразрывно связанные с активной мыслительной деятельностью. Все вышеизложенное касалось способности совершать какие-то действия, проявлять умения или осуществлять поведенческие акты, т. е. активно действовать. В основе этого лежит состояние возбуждения нервных клеток. Сложные организмы обладают еще одной специфической функцией — прекращения активной деятельности,…

Сущность «встречи двух возбуждений» заключается в том, что, если одномоментно возбуждаются две функциональные системы, то через некоторое время система, менее значимая в данный момент для организма, приходит в состояние торможения. На этом феномене основана работа антагонистических систем: мышц-сгибателей и разгибателей, актов глотания и дыхания и др. У детей данная реакция наблюдается в виде так называемого…

На 2-м году жизни должен активно формироваться навык самостоятельной еды. У ребенка 3-го года жизни для тренировки спокойного ожидания могут быть использованы и физиологические потребности. В этом возрасте ребенок, например, должен уметь спокойно подождать 5 — 6 мин, пока остальные дети, сидящие за столом, закончат есть. На основе физиологической реакции запаздывания формируются волевые качества личности….

Положительные воздействия на развитие и поведение ребенка возможны лишь тогда, когда он находится в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, настроение его уравновешенно. Это состояние характеризуется следующими моментами. Сила ответных реакций соответствует силе раздражителя. Так, на резкий звук или звонок в дверь ребенок отвлекается от игры, бежит к двери; слабый звук может вызвать лишь поворот головы…

Популярное
Новое Прочее