Условнорефлекторные реакции ребенка первых месяцев жизни

Условнорефлекторные реакции ребенка первых месяцев жизни превращаются постепенно в сложные формы человеческого поведения, неразрывно связанные с активной мыслительной деятельностью. Все вышеизложенное касалось способности совершать какие-то действия, проявлять умения или осуществлять поведенческие акты, т. е. активно действовать. В основе этого лежит состояние возбуждения нервных клеток. Сложные организмы обладают еще одной специфической функцией — прекращения активной деятельности, ее торможения.

По И. П. Павлову, существуют две группы тормозных состояний:

  1. так называемое врожденное, или безусловное, торможение, определяемое еще как внешнее;
  2. условное, или внутреннее, торможение — реакции, формирующиеся с активным участием сознания.

Внутри группы внешнего торможения выделяются охранительное (запредельное) торможение и сон, «встреча двух возбуждений», состояние доминанты. Условное, или внутреннее, торможение включает угасание и дифференцировку, запаздывание, условный тормоз и высшее торможение.

На их основе формируются определенные черты человеческой личности. Состояние запредельного торможения возникает при предъявлении сверхсильных раздражителей одномоментного воздействия или длительно, монотонно действующих раздражителей, воздействие которых кумулируется. У ребенка оно проявляется при наказаниях, резком окрике, испуге, длительном сидении в одном положении и др. Следует избегать возникновения у ребенка такого состояния.

Сон как второй вид охранительного торможения обеспечивает отдых клеткам центральной нервной системы. Во время него происходит частичное восстановление затраченной нервной энергии. Недостаток сна отрицательно сказывается на состоянии возбудимости клеток мозга.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Ограниченность в движениях также нарушает поведение малыша. К неправильным воспитательным подходам к ребенку относятся обилие запрещений, частые требования затормозить его действия, что является для ребенка трудной задачей. Очень неблагоприятно отсутствие единства воспитания. Причиной нарушения уравновешенности поведения может быть также дефицит общения со взрослыми. Как особую форму нарушения возбудимости следует отметить утомление. Причинами его наступления часто…

Число мочеиспусканий у детей 2 — 3 лет равно 10, в дошкольном возрасте 6 — 7 раз в сутки. Количество выделяемой жидкости зависит от многих причин (количество и качество пищи, выпитой жидкости, температуры помещения и др.). Плотность мочи после рождения относительно высока (1006 — 1018), у детей грудного возраста она падает до 1003 — 1005,…

Слюнные железы Слюнные железы после рождения недостаточно дифференцированы и слюны выделяется мало; ее количество увеличивается, начиная с 3 — 4-месячного возраста. Пищевод у детей раннего возраста относительно длиннее, чем у взрослого и имеет воронкообразную форму. Слизистая оболочка его нежна, богата сосудами, но сухая в связи со слабым развитием слизистых желез. Желудок находится в левом подреберье…

Проницаемость стенок кишечника у детей раннего возраста повышена, что особенно выражено на 1-м году жизни. Это облегчает развитие токсикоза; кишечные инфекции часто сопровождаются нейротоксикозом и поражением сердечно-сосудистой системы. Кишечник сразу после рождения стерилен, но с первых часов после рождения начинается микробное обсеменение, в разных отделах пищеварительного тракта здорового ребенка содержится характерная для них микрофлора. Меньше…

Морфофункциональное развитие нервной системы в антенатальном периоде проходит определенные этапы, связанные с постепенным созреванием разных отделов центральной нервной системы и периферических нервных элементов и совершенствованием их функций. Ребенок после рождения обладает анатомически полным набором структур, однако их окончательное морфологическое созревание и главным образом функциональная активность формируется в постнатальном онтогенезе. Головной мозг является органом, играющим наиболее…

Популярное
Новое Прочее