Условнорефлекторные реакции ребенка первых месяцев жизни

Условнорефлекторные реакции ребенка первых месяцев жизни превращаются постепенно в сложные формы человеческого поведения, неразрывно связанные с активной мыслительной деятельностью. Все вышеизложенное касалось способности совершать какие-то действия, проявлять умения или осуществлять поведенческие акты, т. е. активно действовать. В основе этого лежит состояние возбуждения нервных клеток. Сложные организмы обладают еще одной специфической функцией — прекращения активной деятельности, ее торможения.

По И. П. Павлову, существуют две группы тормозных состояний:

  1. так называемое врожденное, или безусловное, торможение, определяемое еще как внешнее;
  2. условное, или внутреннее, торможение — реакции, формирующиеся с активным участием сознания.

Внутри группы внешнего торможения выделяются охранительное (запредельное) торможение и сон, «встреча двух возбуждений», состояние доминанты. Условное, или внутреннее, торможение включает угасание и дифференцировку, запаздывание, условный тормоз и высшее торможение.

На их основе формируются определенные черты человеческой личности. Состояние запредельного торможения возникает при предъявлении сверхсильных раздражителей одномоментного воздействия или длительно, монотонно действующих раздражителей, воздействие которых кумулируется. У ребенка оно проявляется при наказаниях, резком окрике, испуге, длительном сидении в одном положении и др. Следует избегать возникновения у ребенка такого состояния.

Сон как второй вид охранительного торможения обеспечивает отдых клеткам центральной нервной системы. Во время него происходит частичное восстановление затраченной нервной энергии. Недостаток сна отрицательно сказывается на состоянии возбудимости клеток мозга.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Мозговая ткань ребенка богата водой, мало содержит лецитина и других белковых веществ. После рождения продолжается изменение формы и величины борозд и извилин; особенно энергично оно происходит в первые 5 лет жизни. Число клеток макроглии в полушариях большого мозга новорожденного такое же, как у взрослого, но по строению они еще незрелые. Созревание клеток коры заканчивается к…

Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Эти качества сохраняются на протяжении всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей. При нормальном развитии ребенка три реакции достигают стадии автоматизма в первые 3 года жизни: хватательная функция кисти — к концу 1-го года…

Сущность «встречи двух возбуждений» заключается в том, что, если одномоментно возбуждаются две функциональные системы, то через некоторое время система, менее значимая в данный момент для организма, приходит в состояние торможения. На этом феномене основана работа антагонистических систем: мышц-сгибателей и разгибателей, актов глотания и дыхания и др. У детей данная реакция наблюдается в виде так называемого…

На 2-м году жизни должен активно формироваться навык самостоятельной еды. У ребенка 3-го года жизни для тренировки спокойного ожидания могут быть использованы и физиологические потребности. В этом возрасте ребенок, например, должен уметь спокойно подождать 5 — 6 мин, пока остальные дети, сидящие за столом, закончат есть. На основе физиологической реакции запаздывания формируются волевые качества личности….

Положительные воздействия на развитие и поведение ребенка возможны лишь тогда, когда он находится в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, настроение его уравновешенно. Это состояние характеризуется следующими моментами. Сила ответных реакций соответствует силе раздражителя. Так, на резкий звук или звонок в дверь ребенок отвлекается от игры, бежит к двери; слабый звук может вызвать лишь поворот головы…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее