Сущность «встречи двух возбуждений»

Сущность «встречи двух возбуждений» заключается в том, что, если одномоментно возбуждаются две функциональные системы, то через некоторое время система, менее значимая в данный момент для организма, приходит в состояние торможения. На этом феномене основана работа антагонистических систем: мышц-сгибателей и разгибателей, актов глотания и дыхания и др.

У детей данная реакция наблюдается в виде так называемого отвлечения. Например, когда ребенок ест и кто-то входит в комнату, ребенок перестает есть, отвлекается. У детей раннего возраста имеется существенная особенность: все новое в силу выраженности ориентировочной реакции у детей этого возраста является более значимым, чем та деятельность, которая в данный момент объективно более важна, например еда. Реакция отвлечения используется для успокоения плачущего ребенка на 1-м году жизни, когда на него трудно воздействовать словом. В более старшем возрасте этот метод можно применять при сложных для ребенка ситуациях — перед манипуляцией, связанной с неприятными ощущениями и др.  

Доминанта представляет собой состояние сложного генеза. Это такой очаг возбуждения, в котором любые дополнительные раздражители вызывают, с одной стороны, усиление возбуждения, а с другой — усугубление тормозного состояния в периферической зоне. В таком случае перераспределение зон возбуждения происходит с большим трудом. Например, ребенок, увлеченный игрой, не реагирует на слова взрослого.

При резком нарушении доминантного очага сфера возбуждения захватывает обширные отделы мозга. Это всегда сопровождается отрицательными эмоциями, так как связано с неудовлетворением потребности. Виды внутреннего, или условного, торможения являются более сложными реакциями. Угасание проявляется с 1-го месяца жизни. Это как бы переходная ступень между внешним и внутренним торможением.

Так, если у ребенка выработан рефлекс на положение под грудью, а затем его перестали брать на руки для кормления, то ребенок, будучи взят на руки, перестает делать сосательные движения. Рефлекс угас.

Однако он не исчез полностью, так как достаточно лишь 1 — 2 раза полностью возобновить ситуацию подкрепления, чтобы рефлекс восстановился. Эта реакция используется для отучения ребенка от вредных привычек, нежелательных форм поведения. Дифференцировка возможна с 3-го месяца жизни. Первой дифференцировкой является улыбка на лицо и голос матери и отсутствие реакции на другого взрослого.

В основе запаздывания (с 7 — 8-го месяца жизни) лежит способность активно задерживать реакцию до того момента, когда это более целесообразно. Чем моложе ребенок, тем короче срок, в течение которого он может спокойно подождать. На 2-м году жизни ребенок спокойно ждет около 5 мин. Тренировать это качество целесообразно, используя ориентировочную реакцию или игровую ситуацию. Заставлять ждать ребенка 2-го года жизни в процессе еды 4 — 5 мин не следует, так как в этом возрасте такой интервал может вызвать снижение пищеварительной активности.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Способ функционирования мозга заключается в восприятии и переработке информации с формированием на заключительном этапе той или иной адекватной реакции. Восприятие идет через рецепторный аппарат и систему анализаторов, переработка осуществляется главным образом с участием лобных долей мозга, адекватная реакция формируется на уровне интегративпых, или так называемых пусковых, систем. В этом сложном комплексе большая роль принадлежит лимбокортикальным…

Мозговая ткань ребенка богата водой, мало содержит лецитина и других белковых веществ. После рождения продолжается изменение формы и величины борозд и извилин; особенно энергично оно происходит в первые 5 лет жизни. Число клеток макроглии в полушариях большого мозга новорожденного такое же, как у взрослого, но по строению они еще незрелые. Созревание клеток коры заканчивается к…

Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Эти качества сохраняются на протяжении всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей. При нормальном развитии ребенка три реакции достигают стадии автоматизма в первые 3 года жизни: хватательная функция кисти — к концу 1-го года…

Условнорефлекторные реакции ребенка первых месяцев жизни превращаются постепенно в сложные формы человеческого поведения, неразрывно связанные с активной мыслительной деятельностью. Все вышеизложенное касалось способности совершать какие-то действия, проявлять умения или осуществлять поведенческие акты, т. е. активно действовать. В основе этого лежит состояние возбуждения нервных клеток. Сложные организмы обладают еще одной специфической функцией — прекращения активной деятельности,…

На 2-м году жизни должен активно формироваться навык самостоятельной еды. У ребенка 3-го года жизни для тренировки спокойного ожидания могут быть использованы и физиологические потребности. В этом возрасте ребенок, например, должен уметь спокойно подождать 5 — 6 мин, пока остальные дети, сидящие за столом, закончат есть. На основе физиологической реакции запаздывания формируются волевые качества личности….

Популярное
Новое Прочее