Нарушения возбудимости нервной системы

Положительные воздействия на развитие и поведение ребенка возможны лишь тогда, когда он находится в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, настроение его уравновешенно. Это состояние характеризуется следующими моментами.

  1. Сила ответных реакций соответствует силе раздражителя. Так, на резкий звук или звонок в дверь ребенок отвлекается от игры, бежит к двери; слабый звук может вызвать лишь поворот головы к источнику звука или взгляд на него.
  2. Быстрота реакций ребенка соответствует требованиям окружающей среды. Так, если мы говорим ребенку: «Бежим быстрее через дорогу, пока нет машин», — ребенок подчиняется темпу, который ему предъявляется.
  3. Поведение ребенка соответствует его состоянию.

Если ребенок голоден, он ест хорошо, если устал — спокойно относится к укладыванию в постель.

Исследования Н. И. Красногорского показали, что характер таких реакций связан с изменениями возбудимости центральной нервной системы ребенка, которые являются временными, т. е. фазовыми.

При нарушении оптимального состояния возбудимости происходят изменения либо в сторону повышения возбудимости нервной системы, либо в сторону ее понижения. У здоровых, нормально развитых детей часто возникают временные нарушения возбудимости нервной системы. Однако плач, нарушения в поведении ребенка нельзя считать нормальным возрастным явлением. Они чаще всего возникают в результате неправильных воспитательных подходов к детям, нарушений в организации их жизни, изменений в состоянии здоровья.

Особенно неблагоприятными факторами являются отсутствие условий для активной деятельности, ограничение сенсорных впечатлений. Недостаток информации приводит к снижению возбудимости и восприимчивости ребенка, плохой обучаемости, отставанию в развитии.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Способ функционирования мозга заключается в восприятии и переработке информации с формированием на заключительном этапе той или иной адекватной реакции. Восприятие идет через рецепторный аппарат и систему анализаторов, переработка осуществляется главным образом с участием лобных долей мозга, адекватная реакция формируется на уровне интегративпых, или так называемых пусковых, систем. В этом сложном комплексе большая роль принадлежит лимбокортикальным…

Мозговая ткань ребенка богата водой, мало содержит лецитина и других белковых веществ. После рождения продолжается изменение формы и величины борозд и извилин; особенно энергично оно происходит в первые 5 лет жизни. Число клеток макроглии в полушариях большого мозга новорожденного такое же, как у взрослого, но по строению они еще незрелые. Созревание клеток коры заканчивается к…

Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Эти качества сохраняются на протяжении всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей. При нормальном развитии ребенка три реакции достигают стадии автоматизма в первые 3 года жизни: хватательная функция кисти — к концу 1-го года…

Условнорефлекторные реакции ребенка первых месяцев жизни превращаются постепенно в сложные формы человеческого поведения, неразрывно связанные с активной мыслительной деятельностью. Все вышеизложенное касалось способности совершать какие-то действия, проявлять умения или осуществлять поведенческие акты, т. е. активно действовать. В основе этого лежит состояние возбуждения нервных клеток. Сложные организмы обладают еще одной специфической функцией — прекращения активной деятельности,…

Сущность «встречи двух возбуждений» заключается в том, что, если одномоментно возбуждаются две функциональные системы, то через некоторое время система, менее значимая в данный момент для организма, приходит в состояние торможения. На этом феномене основана работа антагонистических систем: мышц-сгибателей и разгибателей, актов глотания и дыхания и др. У детей данная реакция наблюдается в виде так называемого…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее