Исследованиями М. Ю. Кистяковской

Исследованиями М. Ю. Кистяковской выявлена определенная последовательность образования связей между двигательными и другими анализаторами у детей 1-го года жизни. На 2-м месяце жизни устанавливается связь между кинестетическим и вестибулярным анализаторами, что проявляется в поднимании и удерживании головы при разных положениях ребенка (на животе, на спине, при вертикальном положении). В этом же возрасте могут образовываться связи между кинестетическим анализатором, имеющим рецепторы в слизистой оболочке губ и ротовой полости и в коже рук.

Внешне это проявляется в направлении рук ко рту, сосании пальцев. Несколько позже устанавливаются связи между кинестетическим анализатором руки и зрительным анализатором — ребенок поднимает руку над лицом и смотрит на нее.

В конце 4-го и на 5-м месяце жизни появляются более сложные зрительно-кинестетические связи, благодаря которым ребенок направляет руки к видимому предмету и захватывает его. Возникающие межрецепторные связи образуют сложные функциональные системы, одно из проявлений которых — разнообразные движения.

При этом раньше закрепляются движения, завершаемые соответствующим сенсорным результатом. Наличие необходимого оборудования и пособий, а также систематические занятия способствуют развитию и совершенствованию двигательных навыков.

Таким образом, для образования определенных двигательных навыков и закрепления их как условных рефлексов, т. е. для образования двигательного стереотипа, требуется повторяемость, определенная длительность и последовательность воздействия раздражителей.

Такими раздражителями являются физические упражнения, проводимые по определенному плану. Создание условий для свободной двигательной деятельности детей, проведение специальных занятий способствуют правильному и своевременному развитию центральной нервной системы, а следовательно, психическому и моторному развитию ребенка, что особенно важно в условиях дома ребенка.

Необходимо помнить, что движения являются органической потребностью ребенка и чем моложе ребенок, тем труднее ему подавлять эту потребность.

Если ребенок не смог удовлетворить свою потребность в движении в первую половину дня, он будет стремиться сделать это вечером, и наоборот. Здоровый ребенок даже дошкольного возраста проходит в свободной деятельности до 23 км (постоянно меняя положение), поэтому нельзя с целью наказания или по каким-либо другим причинам специально ограничивать ребенка в движениях, потребность в которых у него высока. Для правильной организации физического воспитания детей врачу необходимо хорошо знать развитие статических и двигательных функций в разные возрастные периоды.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

В групповой комнате должно быть специальное физкультурное оборудование для развития движений: горка с лесенкой и скатом, бревно, лесенка-стремянка, гимнастическая стенка, большие ящики, корзины; время от времени следует вносить в группу доски, гимнастические скамейки и др. Эти пособия дают детям возможность входить на горку, лесенку, скат и спускаться с них, влезать и слезать с лесенки, подлезать,…

Отставание развития движений от возрастных норм свидетельствует либо о серьезных отклонениях в состоянии здоровья и развития ребенка либо о несистематическом проведении занятий (например, ребенок часто болел и не получил должного количества занятий или персонал группы заменял занятия другими мероприятиями). При наличии выявленных отклонений могут оказать помощь ребенку «дополнительные задания», т. е. врачебно-педагогические рекомендации по выполнению…

При проведении подвижных игр у детей воспитывается умение действовать в коллективе, стремление выполнить то или иное задание, смелость, ловкость, развивается координация движений, чувство подражания, формируются основные виды движений. Путем показа, объяснения воспитатель обучает детей новым движениям. Регулируя число повторений, подбирая разные игры по трудности выполнения того или иного движения, воспитатель обеспечивает определенную физическую нагрузку. Дети…

Показателем достаточной физической нагрузки для конкретного ребенка являются результаты хронометража, а также результаты оценки двигательной активности детей на занятии. На основании данных хронометража рассчитывают общую и моторную плотность занятий. При определении общей плотности учитывают время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения, расстановку и уборку спортивного инвентаря, т. е. все «полезное время» занятия….

Как показали специальные исследования, развитие двигательного анализатора и речи тесно связаны — дети, хорошо владеющие речью, более активны, они легко включаются в игры, четко выполняют движения, умеют связать слово с движением. Отмечается взаимная обусловленность в развитии движений и психики ребенка, познавания окружающей среды и приспособления к условиям, в которых ребенок находится. Комплексы физических упражнений для…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее